(Untitled)

Jun 23, 2014 10:10

сегодня колючая кофта поутру напомнла мне о детстве в деревне. Грохоте брошенных на лист железа перед русской печкой дров в 5 утра, завтраке в 6, вкусе старой булки, пожаренной в яйце с молоком, валенках в доме на босу ногу, необходимости бежать в 7 утра на подстанцию, к лесу, за молоком, и тяжести трехлитровой банки в обыкновенной авоське из сетки ( Read more... )

детство

Leave a comment

b_graf June 23 2014, 16:54:13 UTC
Во как... А вот сельское Подмосковье раньше вымирать стало - по сути уже к началу 80-х, особенно окраины (там уже встречались руины старых даже производственных зданий, типа силосной башни и т.д. - сейчас это в бОльшем масштабе и повсеместно). Вон Бурков (его персонаж из к/ф "Гараж") еще раньше "родину продал"... Ближнее же на Москву по большей части переориентировалось уже тогда, в крайнем случае - в райцентре на производстве работать, или на железнодорожном узле. Сейчас по статистике в Талдомском районе (крайний случай) на 17 тыс. сельских жителей свыше 200 тыс. дачников (в других районах соотношение не такое подавляющее, но обычно превышает число сельских жителей). Теперь иногда в относительной близости от Москвы в СНТ может зимой жить больше, чем в соседней деревне. (Ну, совсем ближнее Подмосковье, а также - подальше вдоль трасс, процветает, но это уже субурбанизация с коттеджными поселками и столь же благоустроенными деревнями, а не сельская жизнь).

У меня часть родственников жила в дальнем Подмосковье, но деревенский дом (даже два) был фактически дачей, т.к. зимой с начала 70-х жили в поселке со всеми удобствами (за рекой Нерской). И это еще юг по климату - с грунтовыми помидорами практически каждый год (с другой стороны от Москвы, где мы дачники такое невозможно даже сейчас с изменившимся климатом). Из деревенской жизни там были только кролики, на лето заводили иногда, и, пожалуй, сбор клюквы (на пловучих островах - река в местах разлива очень заболочена была - дети так вплавь туда могли заплыть, а бабки - на надувных лодках). Остальное - этнографические традиции, т.е. пару раз кашу из общего котелка и т.д., чтобы детям продемонстрировать. (Ну, что двоюродные тетка и бабка были старообрядческими активистками - не считается, т.к. переезд на зиму в поселок на это не влиял, кроме того это прекрасно сочеталось с традиционным просмотром художественного фильма по Второй программе после программы "Время", высокоидейного или производственного обычно :-)).

Reply

cher_amina June 24 2014, 05:48:33 UTC
хм, наша деревня стала дачной, пожалуй, только сейчас. и то не совсем. детсада нет, школа оставлена начальная, колхоз вымирает, в клубе ресторан, но! в ней по-прежнему много постоянных жителей, только уже совсем других. во-первых, стали возвращаться из города дети местных жителей пенсионного возраста (с 55), заводить коров, кур, распахивать заросшую бурьяном целину общедеревенских когда-то картофельных полос. в городе Че очень чувствуется кризис, а они думают про подрастающих внуков, и, кстати, неплохо зарабатывают на молоке и яйцах, продавая их дачникам. Другая категория гнетущая: в 70-е мой дядя построил целую улицу кирпичных двухэтажных домов, с центральным отоплением и горячей водой. в 90-е туда выселяли алкоголиков из города Ч, которые по пьяни подписывались на обмен квартиры с доплатой. а сейчас - несостоятельных должников по ЖКХ. Условия-то соблюдены, квартира с удобствами предоставлена. Вот недавно выселили семью с 5 детьми. вероятно, еще несколько таких, и снова откроют детский сад.

Reply

b_graf June 25 2014, 13:01:50 UTC
Повезло алкоголикам :-) (а то ведь и прикопать могли...). В случае Куровской, Белива и т.д. несколько другая ситуация: кажется, там парадоксально сельская местность искусственно задержалась из-за советской власти. До революции значительная часть жителей там уже работала на промышленных предприятиях в округе (промышленный Богородский уезд - рядом Орехово-Зуево, и вообще много было производств), но потом создали колхозы, и "кто не спрятался, я не виноват". Например, мой дед устроился в Москве (но он был служащим, а не рабочим - иначе не знаю, как бы вышло), а его сестра попала в колхоз (и вроде не одна даже), потом все старались переехать непосредственно в пункты с фабриками. (А до революции и при нэпе там могли работать из округи где-то радиусом 6-8 км - вот тетушка отца как раз так и ходила в молодости). Скорее всего итог "без революции", конечно, был бы другим: какие-нибудь производства открылись бы непосредственно во всех (или почти всех) деревнях, было бы развитие промышленного района, а не обезлюдивание (сейчас раз в 10 народу постоянно живет меньше, чем до 80-х или до революции - это при том, что за советское время Беливо все-таки выросло, пик в 50-60-е г.г. был). Школы не было уже в начале 80-х, соседские дети (вообще уже редкие в деревне) на автобусе ездили куда-то, остановку сделали на другом конце (занятно, что тупиковую, и асфальт только до нее шел, внутри деревни колеи :-)). А еще антирелигозная политика: до революции Беливо - центр прихода, даже не одного, т.к. было несколько старообрядческих общин (и далее скорее всего укрепилось в этом качестве), а в советское время этот фактор уже роли не играл, рядовая деревня.

А другой дед "родину продал" (деревенский дом) еще в 1946 г., дачу купил. Наверно, это многие делали, т.к. начиналась кампания конфискации недвижимости тех, кто порвал с деревней. Но не у всех вышло, т.к. в следующем году была конфискационная денежная реформа...

Reply


Leave a comment

Up