Месяц назад моей дочке исполнилось шесть лет. Отвлекаясь от темы грядущего повествования в этом первом предложении зашит какой-то временной парадокс. Потому что так и хочется с одной стороны удивиться: "Блин, всего то месяц назад!", а с другой стороны воскликнуть: "Блин, уже шесть лет". Какое-то вот такое оно... Восприятие времени, утекающего сквозь пальцы. Оно одновременно и невыносимо нудно тянется и летит так, что не догонишь. Ну да ладно, речь не об этом.
.
Речь о том, что в качестве одного из подарков мы всей большой и шумной семьей отправились в музей "
Рождение сказки". Считайте, что это на правах рекламы. Причем рекламы именно для взрослых дяденек и тетенек в возрасте 30+. Ибо, откровенно говоря, дети были не совсем в восторге. Ну, т.е. мелкому это вообще было неинтересно, в принципе. А имениннице более-менее понравилось представление, но именно "более-менее" - в восторге, как от многих, например новогодних представлений, она не была. А музей ее напугал. Причем напугал сильно. Со слезами, дрожью и мольбой "Папа, мама, давайте уйдем отсюда".
Да, наверное, для шестилетней девочки действительно страшновато (под катом фотографии, по которым, наверное, будет понятно почему). Но папа (то бишь я).... Папа как раз был в восторге. Реально. Да, я немного обломался в связи с тем, что был вынужден пробежать через музей галопом (ибо, плачущий и реально напуганный ребенок, это все-таки важнее). Но, тем не менее, большинство интересных мест я в своем инстаграме запечатлил. Ими и буду делиться в сегодняшнем посте.
Сам музей находится в Ярославской области. Буквально километров через несколько после того, как вы в нее въезжаете из области Московской. Сначала вы видите приветственный знак Ярославской области
А через несколько километров, вас уже встречает на обочине Емеля на печи.
Сам Емеля и его печь - это не экспонат. Это скорее рекламный плакат. Или как там правильно? Ориентир, чтобы вы мимо не проехали. Непосредственно после прохода через ворота в деревянной стене (это скорее стена, на манер древнерусских крепостей, чем забор) - посетителя встречает классический сказочный дорожный камень. "Налево пойдешь... жену расстроишь". С обязательным вороном. Он изображен на первой картинке сегодняшнего поста.
Ворон же сидит на книге у входа в тридевятое царство.
Тут небольшая исторически-литературная неточность. Хотя ворон на книге приглашает вас в тридевятое царство, попадаете вы в Лукоморье (нет, школота, не в Лурку, а в Лукоморье, был такой поэт Пушкин. Александр Сергеевич. Написал поэму "Руслан и Людмила", в частности). И то, наверное, это Лукоморье после некой экологической катастрофы. Ибо златая цепь на дубе есть. Кот ученый по цепи ходит. Русалка на ветвях - сидит. Да вот беда - дуб совсем не зеленый. А какой-то немного сухой.
Хотя, может быть, виной тому не ядовитые выбросы промышленных предприятий да выхлопные газы проезжающих мимо автомобилей, а Баба Яга в ступе, да смерть Кощеева в сундуке. Ибо все это - на том же дубе. Дуб многостаночник. Не иначе.
Если повернуться спиной к дубу, то колесо мельницы. Не знаю почему, но мне почему-то вспомнился Башлачёв и его "Мельница". И пусть там речь о мельнице ветряной ("Здравствуй, Мельник Ветер-Лютый Бес! Ох, не иначе черти крутят твою карусель"), именно эта строчка вспомнилась мне при взгляде на это колесо-карусель. .
Там же, на улице можно увидеть деревянную Бабу Ягу. Ну так. В качестве подготовки к самому музею. С этой Бабой Ягой можно даже пообниматься - пофтографироваться. Я это сделал (вроде бы, хотя и не уверен), но вам не покажу. Из вредности.
Те же самые непотребности можно проделать и с Кощеем. Бессмертным. Тоже деревянным. Стоит себе в уголочке. Никого не трогает. Никому не мешает. Но по взгляду видно - что-то задумал, подлюка. Может даже Бабу Ягу изнасиловть хочет.
Ну и какая-же сказка, я бы даже сказал, какая-же Россия, без медведя. Точнее трех. На дереве. В общем почти в точности, как на известной картине Ивана Шишкина (и соответствующей шоколадной конфете), только по-другому.
За медведями, как то и положено, присматривает Ленин-гриб Старичок - боровичок. Так что любители грибов тоже найдут для себя зрелище по душе.
И вот, наконец, входим в сам музей. Собственно, при виде первого же музейного экспоната (сразу после первого поворота в темноту) у дочки и началась истерика. Возможно, если бы нас в музее встречал какой-нибудь другой персонаж, результат был бы другим. А тут вот... Нате вам, здравствуйте. Лихо-одноглазое. Вот на мой взгляд, из всех представленных там персонажей - реально самое жуткое сказочное существо.
Если брать всех отрицательных персонажей российских сказок, то именно Лихо одноглазое, наверное самое лютое зло. Скажем так, зло стопроцентное. Зло ради зла. Баба Яга во многих сказках вообще бывает персонажем положительным (и главному герою поможет, и вообще), Кощей - он просто страдающий от одиночества, худобы и бессмертности жадный старик. Ему посочувствовать надо. При таком раскладе как у него, кто угодно в депрессию впадет. А там уж чем-бы дитя не тешилось... Леший - лес охраняет. Своеобразно, конечно. Но тем не менее он не со зла, а исключительно во благо вверенного ему участка лесхоза. У Кикиморы просто шутки дурацкие. Не все понимают. Ну а Змей-Горыныч... Ну что с него взять? Тупое хищное пресмыкающееся с растроением личности. Ему опять же помощь нужна (психиатра, например, или, как минимум, психолога), а мы ему головы рубить...
И только Лихо одноглазное целенаправленно творит зло, полностью отдавая себе отчет в том, что это зло, и, собственно, творение зла есть его единственный смысл существования. Бррр... Тут опять же вспомнился Башлачёв ("Если-б не терпели - по сей день бы пели. А сидели тихо - так разбудили Лихо"). А заодно Высоцкий в исполнении Пугачёвой ("Я несла свою беду, по весеннему по льду").
В общем, вот такой персонаж. Реально жуткий. И на вид на мой взгляд самый жуткий из всех (хотя у моей жены оказался другой "фаворит").
А вот, собственно, и Леший. Нет, ну серьезно. Кто при взгляде на него скажет, что он - зло. Да, может заблудить. Но он это не со зла, а исключительно с целью защиты леса от короеда человека (который, порой, хуже короеда).
А вот, собственно, "фаворит" моей супруге в номинации "самый жуткий персонаж музея". Знакомьтесь. Кикимора обыкновенная. Болотная. Вы посмотрите на эту милую гадостливую ухмылочку. Ну я вас умоляю. Ну что в ней жуткого?
Сосед Кикиморы. Водяной. Царь всякой подземной живности. Да-да, дети. Именно он, а не Тритон из диснеевского мультика про русалочку Ариэль (которая в оригинале произведения облачком стала), является единственным и неповторимым царем подводным. Во всяком случае, у нас, в России. Почему зеленый? Я посмотрю, что будет с вашим желудочно-кишечным трактом, если будете питаться исключительно морепродуктами.
А вот это самый страшный персонаж исходя из того, в какое время мы находились в музее. А были мы там где-то в районе обеда, в середине дня. А я вообще щекотки дико боюсь. Тем не менее, нам повезло и загадки нам эта Полудница не загадывала. А значит и щекотать меня до смерти в случае, если бы я не отгадал ее загадку, у нее повода не было. Но тем не менее... Какая милая тетушка... Какие милые ручки... Как представлю, что она ими не одно поколение защекотала, так... Брррр...
Ну кто бы мог подумать? Какие люди! Да еще и без охраны! И у печи! И с кочергой! А зубки-то! Зубки!... Ну прям вылитая Баба Яга. Wait! О, щи! Это-ж она и есть! Милая бабулька, честное слово. И что это про нее всякие гадости рассказывают?
Да, это современные дети при словосочетании "Маша и Медведь" в первую очередь вспоминают мультик про девочку без принципов, сомнений и тормозов и несчастного циркового медведя, которого дернуло поселиться недалеко от трассы "Москва-Пекин" около заброшенного полустанка, где одна, в окружении свиней, гусей и собак, без всяческих родителей героически проживает эта самая девочка. А я еще помню, что Маша - это хитрая молодая барышня, которая ездила на шее у сильного, грозного, но совершенно тупого медведя (и да, речь там шла отнюдь не про семейную жизнь, как некоторые могут подумать).
Кстати, оффтопом. Дочка, когда была совсем маленькая и только училась говорить, название упомянутого выше мультика (а ровно и сказки) произносила очень специфическим образом... "Маша и минет".
Наивное и чистое создание, научившись произносить слово "медведь", к счастью не понимает почему, когда она просит включить на телевизоре этот мультик, папа больше не складывается в пополаме и не ползет плакать под стол. Мы то с вами знаем, но не будем об этом.
Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте, сказал как-то классик. Я рано научился читать (первую свою большую книжку полностью я прочитал летом перед первым классом - это был "Робинзон Крузо"), а потому и с классикой Шекспира я познакомился существенно раньше положенного по школьной программе. Классе в третьем, как максимум.
И помню свою мысль при прочтении трагичного финала: "Ну, блин, Ромео и тупоооой! [с интонациями Задорнова] Надо было ее поцеловать и она бы проснулась". Ибо всем детям известно, что спящую красавицу надо целовать, пока она спит (глядишь, и по роже не даст), а не употреблять у ее хрустального гроба всяческие психоактивные вещества. А то и не такое привидится.
Вот из всех обязательных навыков детства, которые остаются с человеком на всю оставшуюся жизнь, умение свистеть (полноценно, с пальцами во рту, а не мелодично насвистывать "Если друг оказался вдруг...") одно из немногих. которое я так и не освоил. И как я не просил Соловья-Разбойника научить запретному знанию, так он мне и не ответил ничего. Наверное побоялся. а то вдруг как Илья Муромец прибежит. Да рассыпчатых отвесит. И Соловью и мне. Ибо не хрена свистеть в музее.
Тем более, что Илайша, он был туточки. Рядышком. Ровно за поворотом. Змею Горынычу рога обламывал гловы рубил. Мне удалось застать змея еще со всеми тремя головами. Но Илья уже взмахнул своим кладенцом. Так что...
Но вы только взгляните в глаза средней головы этой несчастной рептилии... А теперь посмотрите на самодовольную лыбу палача с бородой. Ну и? Как поется в песне одной из моих любимых вражеских групп Iced Earth: "Who's the Monster? Who's the victim?".
Ну вот мы и добрались наконец то до логова злобного и бессмертного Путина Кощея. Ну что я тут могу сказать. Большое у утки яйцо (в правой руке Кощея). Наверное и утка не маленькая.
Нет! Это не я! Это не селфи! Это всего лишь Домовой так руку вытянул (и что-то в ней держит похожее на дьявольское изобретение Apple?) в мою сторону.
А тем временем, Иван Царевич на сером волке хочет пленить жар-птицу. Вот, кстати, тоже, к вопросу о роли России в мировой истории. Весь мир считает, что орнитологию придумал итальянец Улиссе Альдрованди. А вот фигушки вам. Наш Иван-Царевич птиц отлавливал ... мммм... будем считать, что во славу науке, еще задолго до того, как первый официальный орнитолог родился. Так что вот вам, наш пролетарский кукиш. Вот он, на самом деле. Самый первый в мире орнитолог. К тому же еще и прошу заметить какой великолепный дрессировщик.
Ну, это, собственно, сама Жар-птица. Похожа на павлина. Только красная. Спой, птичка... Спой, рыбка.... Кааарррррр!!!
И опять в этом месте я вспомнил Башлачёва.
И вот когда с пылу, и вот когда с жару -
Да где брал он силы, когда убежал он?! -
По торной дороге и малой тропинке
Раскатится крик Колобка
На самом краю овражины - оврага
У самого гроба казенной утробы
Как пара парного, горячего слова
Гляди, не гляди - не заметите оба -
Подхватит любовь и успеет во благо
Во благо облечь в облака.
И этим все сказано, собственно. К лисе и колобку это имеет отношение опосредованное, но песня "Тесто", она, как ответом Высоцкому на его "Балладу о любви" (а может она и была ответом). Ладно, это меня в другую сторону потянуло. В общем, колобок и лиса. Мне одному кажется, что колобку буквально очень скоро - п**ц?
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка ныкаются под российской яблоней от наших же гусей-лебедей. В контексте недавних событий, связанных с запретом поставок яблок из Польши и мяса птицы из всех остальных стран эта инсталляция выглядит особенно патриотично. Хотя братцу с сестрицей от этого не легче. Им какбэ стрёмно. Причем очень. Как будто там не гуси-лебеди летят, а, как минимум, сотня мессершмитов Люфтваффе.
Наконец, после того, как вы вытерпите испытание психики персонажами музея, и попрощаетесь с гостеприимным местом, вам во след посмотрит вот такая вот змеюка.
Разумеется, фотографий там было сделано больше. Разумеется, в инстаграм попало далеко не все, что там есть. Но вот больше у меня в инстаграме фотографий этого места нет, а поднимать архивы и выкладывать то, что не попало мне лениво.
На следующий день после визита я пошел рано утром на рыбалку. И сидя на берегу и ожидая первой поклевки (уже совсем в ином месте) наблюдал совершенно сказочный восход. Как будто небо горело. И это небо очень, кстати, неплохо подходит к тому, чтобы им завершить сегодняшний пост.
PS. А еще там есть специальное место для производства селфи терабайтами. Я не видел ни единого человека, кто прошел бы мимо этого места, и не сфотографировался. Я, собственно, тоже исключением не стал. Будем считать, что я типа тоже сказочный персонаж. Металлист с крыльями.