Древние римляне называли подобные состояния infandum - неизъяснимое.
А вот что можно прочитать о них у русского писателя А. Белого, швейцарского психолога и мыслителя К. Юнга, американского психоаналитика Н. Шварц-Саланта, харьковского соционика Г.А. Шульмана, петербургского аналитика и психиатра М.В. Оршанской, московского педагога и специалиста по телесной терапии Е.В. Максимовой.
Андрей Белый «Петербург», 1913 г.
Читатель!
«Вдруг» знакомы тебе. Почему же, как страус, ты прячешь голову в перья при приближении рокового и неотвратного «вдруг?» Заговори с тобою о «вдруг» посторонний, ты скажешь, наверное:- «Милостивый государь, извините меня: вы, должно быть, отъявленный декадент».
И меня, наверное, уличишь в декадентстве.
Ты и сейчас предо мною, как страус; но тщетно ты прячешься - ты прекрасно меня понимаешь; понимаешь ты и неотвратимое «вдруг».
Слушай же…
Твое «вдруг» крадется за твоею спиной, иногда же оно предшествует твоему появлению в комнате; в первом случае ты обеспокоен ужасно: в спине развивается неприятное ощущение, будто в спину твою, как в открытую дверь, повалилась ватага невидимых; ты обертываешься и просишь хозяйку:
- «Сударыня, не позволите ли закрыть дверь; у меня особое нервное ощущение: я спиною терпеть не могу сидеть к открытым дверям».
Ты смеешься, она смеется.
Иногда же при входе в гостиную тебя встретят всеобщим:
- «А мы только что вас поминали…»
И ты отвечаешь:
- «Это, верно, сердце сердцу подало весть».
Все смеются. Ты тоже смеешься: будто не было тут «вдруг».
Иногда же чуждое «вдруг» поглядит на тебя из-за плеч собеседника, пожелал снюхаться с «вдруг» твоим собственным. Меж тобою и собеседником что-то такое пройдет, отчего ты вдруг запорхаешь глазами, собеседник же станет суше. Он чего-то потом тебе во всю жизнь не простит.
Карл Густав Юнг "О синхронистичности», 1951 г.
Архетипы являются формальными факторами, ответственными за организацию психических процессов в бессознательном: они - это "модели поведения". В то же самое время они обладают "особым зарядом" и оказывают сверхъестественное воздействие, выражающееся "эмоциями". Эмоция создает частичное abaissement du niveau mental (понижение уровня интеллекта-фр.), ибо хотя она и поднимает конкретное содержимое до сверхнормального уровня яркости, она делает это посредством изъятия такого большого количества энергии из других возможных содержимых сознания, что они затемняются и, в конце концов, становятся бессознательными. Из-за ограничений, которые эмоция налагает на сознание в течение своего действия, происходит соответствующее ослабление ориентации, которое, в свою очередь, создает бессознательному благоприятные условия для проникновения в опустевшее пространство. Так мы регулярно обнаруживаем, что содержимое бессознательного совершает неожиданный и, в принципе, нежелательный прорыв, выражая себя в эмоции. Такое содержимое зачастую обладает низшей или примитивной природой, которая выдает его архетипическое происхождение. Как я покажу ниже, определенные феномены одновременности или синхронистичности связаны с архетипами. По этой причине я и упоминаю здесь архетипы.
Григорий Александрович Шульман. «Феномен локальной амнестической афазии и некоторые иные сюрпризы асимметричных отношений», 1995
Феномен локальной амнестической афазии
[1] (ФЛАА) был выявлен при многолетнем наблюдении семейной триады ТИМов .+ (ЭСИ) = /* (ЛИЭ) - дуальная диада - *- (ИЭИ) - «подзаказный-подревизный» (п/п) у названной дуальной диады в эпизодах какого-либо совместного действия. Проявление этого феномена проще всего показать на примере из жизни.
ИЭИ стоит на двух табуретках (поставленных одна на другую) и пытается забить гвоздь для подвески кухонного шкафчика. Дружественно настроенная дуальная диада, стоя внизу, на полу, со вниманием наблюдает за действиями ИЭИ, ожидая необходимости чем-нибудь помочь. Стоящему «наверху» вдруг потребовался молоток, который ожидал своей очереди на столе. Взгляд вниз, встреча с направленными на него внимательными и ожидающими глазами «помощников» - и вместо «Дайте, пожалуйста, молоток!» звучит невнятное и полусвязное: «Дайте мне... вот это... ч-ч-черное...» - «Молоток, что ли?!» - «Ну да!» - «Так ты что, сказать по-человечески не можешь?».
А если подобный предмет находится, например, в передней, в кармане пиджака, висящего на вешалке, и на него нельзя указать рукой, и поэтому понять, о чем просьба, сразу невозможно, следует уточняющий вопрос и внимательно направленный на просящего взгляд обоих стоящих внизу людей - ПЕРЕДАТЧИКА и РЕВИЗОРА - в искренней попытке понять смысл просьбы. Вот тогда человек, на которого направлены «прожекторы внимания» сразу обоих членов заказно-ревизующей дуальной диады, оказывается не в состоянии связать и пары слов, - приходится слезать с табуреток - под недоуменно-обиженно-протестующие вопросы стоящих внизу («Мы же тут! Чего же ты слезаешь?») и самому, молча, идти за нужным «молотком». И невдомёк совершенно спрашивающим, что именно потому, что они тут, и приходится все это делать самому.
Среди некоторых иных проявлений отношений социального контроля или ревизии можно назвать следующие:
1. Считывание Ревизором приближающихся поведенческих реакций своего подревизного и предвосхищение их (особенно это проявляется при контактах в длительно изолированной малой группе - ДИМГе).
2. Отключение «программы» подревизного на время выполнения программы Ревизора, которую в этом случае должен выполнить подревизный. Собственная программа подревизного включается автоматически после выполнения программы Ревизора (это - при «хороших» отношениях). Если же отношения в данной диаде сложились как скверные, происходит полное «стирание» - уничтожение программы подревизного.
3. В тех случаях, когда коэффициент биоэнергетического потенциала (БЭП) Ревизора ниже, чем БЭП подревизного, происходит очень четкое и быстрое перетекание энергии от подревизного к Ревизору. Особенно в ДИМГе [3].
4. Когда п/п долгое время (годы) находится в ДИМГе, его ощущения, состояние можно сравнить, пожалуй, с ощущением человека, погруженного полностью в атмосферу «психологического тумана». Это состояние ассоциируется с чем-то вязко-непрозрачным, густым, обволакивающим человека, «подвешивающим» его, будто погружающим в состояние психологической невесомости, когда все существо п/п находится в положении «Чего-изволите-с?». Передатчик или - тем более, Ревизор, - могут одним вопросом, заданным без оглядки на то, свободен ли в данный момент п/п, одной фразой вывести п/п из рабочего состояния полностью
5. Трудно также переносится приемником невозможность восприятия Передатчиком области существования и интересов приемника. Поле жизнедеятельности приемника находится как бы в «мертвом пространстве» поля зрения Передатчика. …Приемник очень трудно свыкается с мыслью о своей «неинтересности» своему Передатчику.
Натан Шварц-Салант. «Черная ночная рубашка. Комплекс слияния и непрожитая жизнь», 2007
В самых невинных социальных взаимодействиях с людьми подчас происходит нечто удивительное. Это может случиться и во время случайной встречи на улице, и на званом обеде, и между коллегами на работе, и между друзьями, распивающими по чашечке кофе - словом, в любое время, в любом месте, с любым человеком. Это те ситуации, в которых вдруг некое чувство неловкости, неудобства охватывает общающихся. Без преувеличения можно назвать такое переживание невыносимым. Это может быть едва распознаваемым ощущением - некое странное, необъяснимое чувство затрудненности, заставляющее ваше тело напрячься, словно отторгая что-то, что вы ни за что не сможете назвать, спроси вас кто-нибудь об этом. Или же иногда, без всяких видимых причин, обычная пауза в разговоре вдруг кажется дискомфортной, даже угрожающей и вызывает странное чувство вины, как будто между вами присутствует нечто такое, чего вы изо всех сил старались не заметить.
• Комплекс слияния сопровождается ощущением психологической «связанности» с другим человеком и одновременно - отделенности от него, причем связанность ощущается скорее на физическом уровне, а отчуждение - на ментальном и эмоциональном - слияние при полном отсутствии эмпатии.
• При этом люди чувствуют неловкость, страх, стыд, «липкое» или «водянистое» окружающее пространство.
• Комплекс слияния всегда проявляется между выходом из безвременного царства бессознательного и вступлением в жизнь в пространстве и времени.
• Подобный переход всегда приводит к расстройствам, а расстройство, в свою очередь, оживляет комплекс слияния.
• При отсутствии контейнирующих отношений - то есть отношений с человеком, эмпатически реагирующим на тревогу, присущую подобному нарушению (обычно в раннем детстве это родитель), - комплекс слияния становится очень сильным и приводит к застывшему состоянию, в котором это психическое качество поля не может воплотиться в материализованную жизнь.
• Комплекс слияния - это ворота, через которые должна пройти любая новая форма сознания … (та структура, которая пестует чувство идентичности и порядка в человеческой жизни), всякий раз, когда речь идет об устойчивом изменении в пространстве и времени и, что самое важное, если это изменение существует как воплощенный опыт.
• Терапевтическая тактика: одновременное восприятие слияния и полного отсутствия эмпатии, сочетание полевого взаимодействия терапевта и клиента с рассуждениями о развитии - «объединение вневременнОго поля опыта с временнЫм».
• Наша культура сейчас находится в переходном периоде, и в момент этого перехода комплекс слияния повсеместен.
Елена Владимировна Максимова «Уровни общения». Монография, 2008.
Ребенок бессознательно считывает страх взрослых, и эт и взрослые страхи могут связаться с объектами в пространстве или с ситуациями. Л.С. Выготский писал: «Отношение ребенка к действительности… всегда опосредовано другими, всегда преломляется через призму отношений с другим человеком».
Марина Валерьевна Оршанская. «Скрытые психотические состояния», статья в журнале «Психотерапия», № 2, 2009
В данной работе хочется подробнее рассмотреть эпизодически возникающие нарушения психических процессов, выявленные у пациентов пограничного и психотического уровня организации личности. Особенностью этих состояний является периодичность возникновения, наличие границы с нормальным состоянием, характерные нарушения восприятия, мышления, эмоциональности, субклинический уровень проявлений.
Пациенты чаще всего обращаются с различными проблемами социальной дезадаптации, однако в процессе психотерапии они начинают понимать, что большинство их неудач связано с возникновением этих патологических психических состояний.
Данные состояния были выявлены … несколько раз у подростков, которые отказывались посещать школу и выводились на индивидуальное обучение. Так же они были обнаружены у активно работающих людей молодого возраста, имеющих проблемы в установлении прочных отношений с партнерами и у некоторых людей, жалующихся на недовольство качеством жизни (работа, успехи, межличностные отношения).
Кроме того, данные состояния были выявлены и у больных психотического круга, находящихся в состоянии лекарственной ремиссии. Иногда вслед за такими состояниями наступала декомпенсация основного заболевания.
В обыденности человек будто находился в панцире «правильного», не спонтанного поведения. Если какие-то события эмоционально «пробивали» этот панцирь (например - знакомство с девушкой), человек ощущал впервые радость от иного, эмоционально окрашенного бытия и, видимо, в дальнейшем пытался воспроизвести позитивные эмоции через погружение в фантазирование. Фантазирование приводило к временному искажению реальности.
Пациенты описывают, что в этих состояниях чувствуют себя измененными и растерянными. Когда человек становится способен идентифицировать эти состояния как болезненные, он называет их «плохими», однако одновременно он может получать своеобразное удовольствие от «отрешенности-грезопогружения».
В качестве рабочего названия для данных состояний был выбран английский аналог понятия «погруженнность в размышления, погружение во мрак» - субмерсия (Submergence).
Опишем основные характеристики этих состояний.
1. Отсутствие дезадаптации, требующей немедленного вмешательства психиатра.
2. Специфическая рассеянность или растерянность. Ошибки бытового плана.
3. Измененный фон настроения - депрессивный или эйфоричный.
4. Погружение в фантазии, удовольствие от фантазирования.
5. Временное нарушение тестирования реальности (причем, иногда они знают, что вошли в состояние, в котором неадекватны, и терпеливо ждут его окончания для принятия важных решений).
6. Нарушение контакта с психотерапевтом, когда даже при формальном диалоге, пациент выходит в монолог при сохраняющейся структуре беседы.
7. Нарушение критики по отношению к своим действиям и намерениям.
8. Особенности речи пациентов. В «нормальном» состоянии их язык более прозаичен. Они говорят о работе, переживаниях, иногда можно отметить некоторую обстоятельность до мелочей в описании проблем. В «субмерсивном» состоянии в первую очередь меняется язык, он становится метафоричен.
9. Изменение волевой сферы: иногда эти состояния сопровождаются бессилием, невозможностью заниматься обычной деятельностью, что может приводить к состоянию дезадаптации. Преодолеваются они посредством формализованной деятельности при готовности пациента к преодолению.
10. Наличие грани между этим состоянием и другим, которые пациенты обозначают как «нормальное».
11. Фазность.
12. Пациенты не всегда осознают обусловленный внутренними причинами характер этих состояний и объясняют свои поступки и перемены настроения внешними факторами. Однако могут научиться распознавать их и в дальнейшем - корригировать.
Описываемые состояния являются симптомокомплексом, характерным для людей, имеющих личностные расстройства или акцентуации и для психотических больных. Дифференциальный диагноз следует проводить с транзиторными психотическими состояниями, которые имеют более выраженную клиническую картину, особенно в области продуктивной симптоматики, с психозами, которые, кроме выраженности клинической картины, имеют еще и определенную длительность. Дифференцируя эти состояния с эпилептическими трансами, следует отметить осознанный характер «субмерсивных» состояний. Наиболее близки они к «зарницам» шизофрении, однако, они отмечаются и у людей, никогда не входивших в настоящее психотическое состояние, требующее вмешательства специалиста. По периодичности возникновения и невыразительности они напоминают циклотимические расстройства настроения, не доходящие до уровня маниакально-депрессивного психоза. От последних они отличаются наличием специфических нарушений мышления, речи, восприятия и воли.
Значимость выявления данных состояний определяется следующим:
- они уточняют особенности психопатологии пациента, сигнализируя об опасности психотического развития;
- наличие в анамнезе данных состояний говорит о том, что в определенные периоды пациент может оказаться некритичен ни к ситуации, ни к своему поведению;
- обучение пациента обнаружению этих состояний дает ему возможность осознания болезненных проявлений, отделению их от здорового ядра личности и выработке стратегий поведения в болезненные периоды.
[1] - Афазия (от греч.: a - отрицание и Phasis - речь) - расстройство речи, состоящее в утрате способности пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли. А. возникает... при поражении левого полушария... Разновидность - амнестическая А., при которой больной забывает названия отдельных предметов. ...Вызывается... травмами и сосудистыми поражениями головного мозга..." (Медицинская энциклопедия, прим. авт.)