Урбанистическое. Зачем ломать ритмы мегаполиса.

Oct 17, 2015 12:46

Почти каждый день я пользуюсь станцией метро "Рязанский проспект". Иногда это происходит около 8 утра. Иногда я жалею, что не втиснулся в поезд. Иногда жалею, что втиснулся.

В ходе обсуждения острой проблемы перегрузки ТКЛ в сообществе метрополитена я пришел к выводу, что утренняя давка вообще не является проблемой метро, которое вполне эффективно работает вне часа пик. Это проблема работников и организаций, которые не адаптируют свой график к условиям мегаполиса.

Наше массовое сознание никак не может привыкнуть, что жизнь в городе-миллионнике, при всех своих положительных сторонах, накладывает много ограничений. Нельзя пасти на газонах коров и овец. Нельзя держать в квартире десяток животных. Нельзя построить себе индивидуальный гараж, да и вообще очень затруднено использование личного автомобиля, личного вертолёта или личной лошади. Так вот, жить всем горожанам по единому графику тоже нельзя - это цена, которую мы платим за уплотнение городской среды.

Некоторые заведения открываются в 8, другие в 10 утра. Есть те, что доступны круглосуточно. Но этого мало - большинство учреждений всё равно привязаны к магической цифре "9". Результат - транспорт на грани коллапса с человеческими жертвами.
Я понимаю, чем это оправдано. Родителям удобно, когда их рабочий день синхронизирован с часами работы детских садов и школ. Друзьям удобно, когда все освобождаются к 19.00 и вместе идут отдыхать. И не нужно запоминать десятки и сотни индивидуальных графиков. Но за это мы платим:
- пробками на дорогах и в метро
- жизнями людей, которых не довезли в медленно расталкивающей затор "скорой помощи" или вынесли из битком набитого вагона в прединфарктном состоянии.
- расходами на расширение транспортных каналов, которые стоят полупустыми 22 часа в сутки
- строительством и обслуживанием лишних площадей для всяческих учреждений - их бы потребовалось в полтора-два раза меньше, работай они посменно

Давайте играть с часами смелей и вернем "вторую смену": пускай одни офисы работают с 6 до 14.00, а другие - с 14.00 до 22.00. Третьи можно оставить "как было". И тогда ежесуточные миграции станут равномерно распределены по циферблату, облегчиться нагрузка на дороги и общественный транспорт. Мы постепенно привыкнем смотреть расписания в Интернете. Мы смиримся, что общаться удобнее с людьми твоего графика -к счастью, во многомиллионном городе большой выбор. Мы потеряем привязку деятельности к восходам и заходам Солнца также, как когда-то отвязали свою активность от вращения планеты вокруг светила - наш труд может быть одинаково интенсивен и летом, и зимой.

Любопытно, что для многих, слишком многих людей в моем окружении понятия дня и ночи, рабочего и личного времени и так уже сильно смазаны. Вы обсуждаете вечером проблемы проекта с коллегами? Вы ведете рабочую переписку с планшета в метро? Вы проверяете вечерами ученические тетради или пишете доклад? Ночами вы увлечены своим хобби, и это хобби приносит вам деньги? Вы пытаетесь собрать друзей вечером в среду, а они еще в офисе. Вы переносите встречу на выходной день, а они опять на работе... Или на корпоративе. Я сам такой. во второй половине года все вечера, а также суббота и воскресенье заняты занятиями с абитуриентами.

Если население продолжит стекаться в большие города, если не будут изобретены радикально иные средства передвижения, в гигаполисах будущего неизбежен переход к круглосуточному графику, расслоение на "утренних", "вечерних" и "ночных". Как корабли и самолеты стремятся постоянно находиться в движении, дабы скорее окупить свою постройку, так и офисы, и магазины, и образовательные учреждения не будут простаивать ни минуты.

P.S. В обсуждении в сообществе ru_metro появилось предложение увеличить стоимость проезда в "часы пик". Мысль интересная, но крайне спорная. Замутил голосование.

Москва, транспорт, прогнозы, города

Previous post Next post
Up