В Эрмитаже есть галерея российских царей. Один из последних портретов в ней представляет Николая Второго. В офицерской форме, с Георгиевским крестом император стоит на фоне белого здания, похожего на новгородскую старину. Так получилось, что в своих блужданиях по Царскому селу я вышел к этому самому строению и обнаружил там очень приличный музей - единственный из пока виденных мною музеев Великой войны.
История появления музея в Государевой Ратной палате насчитывает более ста лет. Еще до начала Первой мировой войны, по инициативе Николая II в Царском Селе было начато широкомасштабное строительство храмов, казарм, административных и общественных зданий, составивших целый ансамбль, решенный в стиле русского искусства XV-XVII вв. Частью этого комплекса и главным, после собора, идеологическим центром должна была стать Государева Ратная палата, заложенная в Высочайшем присутствии 16 (3) мая 1913 г. Строителем и автором проекта утвердили гражданского инженера Семена Юлиановича Сидорчука.
С началом войны с Германией в 1914 г. было решено создать в Государевой Ратной палате Музей Великой войны, разместив в нем галерею портретов георгиевских кавалеров и трофеи, доставленные с полей сражений. В 1917 г. (уже после Февральской революции) завершается возведение всего комплекса зданий и создается экспозиция «Народного Музея Великой войны 1914-1917 годов».
Однако музей просуществовал недолго и уже в 1918 г. был закрыт, а экспонаты вывезены из Царского Села и рассредоточены по разным государственным хранилищам, частично уничтожены, в значительной степени - разграблены. После Великой Отечественной войны изрядно пострадавшие здания комплекса, утратившие почти полностью элементы архитектурного убранства и декора, использовались под жилье и как складские помещения.
В начале 2010 г. здание было передано Государственному музею-заповеднику «Царское Село» для воссоздания музея, посвященного Великой войне. А в столетний юбилей рокового выстрела в Сараево учреждение было открыто для посетителей.
с сайта музея Экспозиция музея сравнительно невелика, но очень добротно оформлена. Во-первых, привлекают внимания образцы обмундирования и вооружений практически для каждого из ключевых участников конфликта. Здорово вживую увидеть пулеметы, винтовки, пистолеты, названия которых постоянно звучат в научных и приключенческих книгах о Мировой и Гражданской (еще желаннее было бы из всего этого пострелять, но это уж точно не компетенция музея). Под потолком висит биплан. Из описания траченого временем знамени на витрине я узнал о норме, когда отступающие части закапывали свои регалии. Ведь если знамя доставалось врагу, проштрафившееся соединение расформировывали.
Во-вторых, большой зал занят выставкой фотографий военврача Константина Доброхотова. В перерывах между дежурствами он "щелкал" офицеров-сослуживцев, наезжающих на фронт персон и окопный быт.
В-третьих, вновь собрана Галерея георгиевских кавалеров, с которой, напомню, и начиналась Государева Ратная палата в бурные годы. С портретов глядят и оживляют себя "нижние чины", рядовые герои фронтовых лет. В рамках - еще те, дореволюционные описания их подвигов. Кто одновременно взял несколько пленных, кто захватил пулемет, форсировал непреодолимую реку, кто многократно возвращался из глубокой разведки или спасал армейское имущество. К сожалению, я не нашел этих пронзительных документов в Сети. Зато обнаружил
несколько репродукций:
"Глумов, старший унтер-офицер лейб-гвардии Финляндского полка" из Галереи георгиевских кавалеров неуловимо напоминает одного из сегодняшних бойцов.
Но главным открытием для меня были лубочные рисунки. Оказывается, к началу двадцатого века лубок еще не изжил себя как жанр, а продолжал пользоваться популярностью среди полуграмотного населения. То есть - основной массы царских подданных. В августе 1914 авангардисты К.Малевич, А.Лентулов, В.В.Маяковский, Д.Д.Бурлюк создали группу «Сегодняшний лубок». Эта группа выпустила, используя традицию лубочного примитива, серию из 22 листов на военные сюжеты. В них патриотический подъем начала Первой мировой войны соединил специфику наивно-примитивного художественного языка с индивидуальной манерой каждого художника. Удивительно, но стихотворные тексты к листам писались Маяковским!
Немец рыжий и шершавый
Разлетался над Варшавой,
Да казак Данило Дикий
Продырявил его пикой.
И ему жена Полина
Шьет штаны из цепелина.
(полный сборник можно найти
тут)
Как и большая доля современной патриотической пропаганды, эти картинки и рифмы ничего не объясняли, имели мало отношения к реальным событиям и стремились максимально простыми средствами обалаганить противника в глазах телезрителей, отвлечь от военных неудач и постоянного снижения уровня жизни. Тогда россиянам хватило задора лишь до 1917 года, а началось всё, я напомню, в 1914.
Лаконично
А чо там у хохлов немцев?
Самый запоминающийся
Репродукции взяты
отсюда В Ратной палате было очень немного посетителей. Трудно быть музеем, даже очень хорошим и нужным, в пересыщенном достопримечательностям Петербурге, трудно бороться за аудиторию с Лицеем и Екатерининским дворцом. Но мы должны, должны помнить и эту проигранную империей войну. Её героев, её позор, её уроки. Поэтому я рекомендую посетить экспозиции всем, кто найдет время выбраться в Царское село.