Вид на Холодноводный с Ликийской тропы.
Место возле Олюдениза, где мы с большой долей комфорта простояли с 6 по 10 июля, турки называют Soğuk Su, то есть - «Холодная Вода». Залив Холодноводный - наверное, так звучит более гладко. Впрочем, я встречал также топоним Beş Taş - «Пять камней». Какая-то общетюркская традиция: свои Бешташи есть и в Крыму, и в Киргизии.
Мне кажутся странными оба названия. Никакой разницы в температуре воды мы не почувствовали, никаких рек и ручьев с гор в залив не стекает. Может быть, где-то на дне бьют холодные ключи, но их действие локально и мы в этот район не заплывали. Ну а камней здесь, конечно, много больше пяти.
Внутри залив состоит трех бухточек, которые с древности используются для укрытия судов. В античность в здешних водах базировались пираты, в Раннем Средневековье - отстаивались дромоны с паломниками, еще лет 100 назад перегружались на корабли товары из мёртвого ныне Левисси. А сейчас нежатся в лазурных водах яхты и купают экскурсантов гюлеты. Морские офени с пивом и мороженым объезжают берега на моторках, вокруг пляжа «верблюд», где плещутся организованные туристы, вертятся катера и таскают на веревке надувной банан. К счастью, акватория здесь большая и места хватает всем.
Мы встали в самой северной точке залива, а кроме этого мест для стоянки практически нет. На вышеупомянутом пляже будут постоянно беспокоить с кораблей, две бухты из трех заняты «под парковку». Кроме того, на берегу западного заливчика расположен ресторан. Судя по отзывам - дорогой и невкусный. Вернувшись с прогулки на острова, мы зарулили туда в надежде набрать пресной воды, но пункт общепита был закрыт.
Остается только устье сухого ручья в самом дальнем углу. Здесь можно осторожно обойти камни, уткнуться в песок и вытянуть байдарку на берег. Чуть выше в лесу есть слегка наклонная площадка для одной палатки и кострище, едва различимые тропки идут куда-то вдоль обоих берегов. В море много рыбы, скалы изобилуют гротами и внезапными перепадами глубин. Но, к сожалению, поверхность воды здесь грязная, ибо волны прибивают в тупик плавучий мусор. Но когда его уносит, Холодноводный залив оказывается прекрасным местом для купания.
Лучшее место для палатки
Где-то на восточном берегу располагалась обнаруженная учеными в 1993 году базилика. По имени указавшего на развалины турецкого капитана археологи назвали её базиликой Мустафы. На момент путешествия я об этих руинах не знал, поэтому не принял никаких мер к поискам. Из статьи японцев локация церкви не ясна. Единственный внятный ориентир - впадение пересыхающего летом потока. Наверное, имеется ввиду ручей рядом с пляжем, ведь песок туда регулярно приносит водой с гор. Если присмотреться, можно найти другие следы древнего присутствия. Белое здание на холме возле ресторана - старинная цистерна для воды. Камень с рукотворной продольной нишей недалеко от палатки - возможно, всё что осталось от кормившего Левисси порта. Остатки каких-то строений мы заметили в лесу чуть выше лагеря. В общем, любители руин без дела не останутся, хоть лодка и делает доступными гораздо более «вкусные» развалины на Гемилера и Караджаорена. Наконец, в главе про мёртвый город я уже указывал точки, от которых можно подняться на холм и перевалить в Каякёй - посетить заброшенное селение и закупиться в «сельпо».
План базилики из статьи
General Decription of archaeological sites recently surveyed near Ölüdeniz В первую полноценную дневку, сутки, когда мы совсем не покидали свою стоянку, я занимался рыбалкой. К сожалению, она оказалась не очень удачной. Стада рыбы были видны невооруженным глазом, но моя наживка средиземноморским обитателям была не по вкусу. Я насаживал на крючки мясо морских улиток, но лишь провонял моллюсками. Я использовал почти всех силиконовых червячков - мелочь пообкусывала им хвосты. Я скатывал хлебные шарики - в неспокойной морской воде они размокали и «растворялись» за секунды. Часами держались на тройничках нетронутые кусочки курицы и рыбы, зерна вареной кукурузы. Я надевал маску и смотрел, как хищники и травоядные с неизвестными названиями воротят морду от моей снасти. Десяток не самых крупных экземпляров за день, которые еле заполнили дно котелка - вот типичный результат турецкой рыбалки. За той оговоркой, что я больше не убивал такое продолжительное время на столь непродуктивное занятие. Чтобы успешно ловить в незнакомом море, нужно набраться опыта у местных рыбаков. У нас такой возможности не было.
Скудный улов. Кто подскажет названия рыб?
Это цикада - то самое создание, которое создает в южных лесах невообразимый скрип. Мы нашли насекомое, только-что покинувшее личиночную стадию. Музыкальный инструмент цикады - крылья, которые она трет друг о друга.
Просто красивый вид от палатки.
Весь путевой дневник:
На байдарке по Средиземному морю. Вводная часть. День 1-2. Константинополь (İstanbul) День 3. «Стапель» в Кёйджегизе День 4. Термальные источники Султание. День 5. Современный Дальян. Вечер 5. Древний Кавн. Утро 6. Черпаший пляж Истузу. День 6. Выход в море. Вечер и утро День 7. Долгий путь День 8. Самый волнительный переход. День 9. Мёртвый остров День 9. Залив Фетье Путеводитель по Северо-Западной части залива Фетье День 10. Göcek. Вечер 10. Мыс ilince День 11. Fethiye (Фетье) День 12. Фетье-Олюдениз Вечер 12. Город-призрак Левисси Монастырь Аф-Куле День 13. Мертвое море и Отец-гора (Ölüdeniz ve Babadağ) День 15. Остров Гемилер