Взялась писать школьное сочинение по Тургеневскому «Муму» и поняла, что втянулась в какую-то писательскую аферу. Нет-нет, пусть читатель не подумает ничего плохого, но и хорошего чего-нибудь для себя я тоже не вижу. Хотя, во всем же нужно искать позитив. Давайте поищем, дорогой читатель?
Что хорошего дает мне подобного рода писательство и сочинительство по следам русских классиков? Не знаете? Вот и мне тяжело сходу вот так определить. Но я постараюсь. Ведь взявшись за гуж не говори, что не дюж. Ох, чувствую себя Герасимом. С одной стороны ответственность за «собачку», а с другой - утопить хочется всю эту «собачью» идею с писательством.
Итак, плюсы. Писательство заставляет работать не только пальцы, но и мозг - плюс. Чтение и размышление тоже тренирует мозг и аналитическую способность - плюс. Поиск свежих идей старого прочтения - плюс. Стоп! Второй плюс превращается в минус, ведь вместо тургеневских жидовских Мумунь можно почитать библию или, проштудировать что-то новенькое, например бхгават зиту. Или гиту? Разобраться, в общем, с зитами и гитами. Итого, имеем два плюса против одного. Конечно, я могла бы съехать со всей этой писательской аферы, но чувство ответственности и сдерживать обещанное слово - берут верх. Поэтому, дорогой читатель, не обессудь.
Писать сочинение я не старалась, не вдохновлялась, а чисто из обязательств.
Итак, «Муму».
У Герасима была собака, он ее любил. Огрызнулась она барыне, он ее убил. Вот и весь сюжет. Вот и весь конфликт. Вот и вся трагедия. И крутитесь вокруг этого, как хотите и как пожелаете. Кто виноват и что делать? И кому на Руси жить хорошо? Вот вам глубокие метафизически экзистенциальные вопросы. На которые вы никогда не получите единственно правильного ответа.
Но что же делать с рассказом и его героями? А попробуем их поклассифицировать. Итак, кого мы имеем? От слова - в рассказе. Люди. Человеки. Мужчины и женщины. Какие мужчины и женщины? Разного сословия, характера и судьбы. Кстати, хочу сказать читателю, что идея, неважно какого формата произведение, для меня вторична. Лично для меня, как читателя и не только, на первом месте всегда - люди. Души. Не крепостные нет. Все души. Мертвые, живые, проданные, прОпитые, загубленные, широкие, мелкие, большие, чистые, грязные, собачьи, мужские, женские, жидовские итп.
Окей. Идем по рассказу. А точнее, по героям и их прототипам.
Начнем с женских прототипов.
Барыня, как представитель токсичной женщины/матери /в конце текста появляются наследники/, которая в одиночестве «развлекается»/доминирует над душами, как только может в Москве-столице и с которой никто из родных не хочет иметь дела.
Таня с роковыми родинками на левой щеке. Если, например, у Мерилин Монро, родинки на левой щеке - это секс, то у русской Тани /на польсокм - дешевая/ - плохой знак, карма, личная жизнь под откос, послушание, смирение, трудолюбие, сломленная воля, беспрекословие, страх, собственная прачечная в лучшем случае и муж-алкоголик. Одним словом - «безответная душа», как говорит дворецкий.
Любовь Любимова - вообще говорящие имя и фамилия. Среднее звено, атташе и юрист-переговорщик в одном лице. Никто не знает, как и каким методом, но такие женщины добиваются того, что нужно.
Ну и сама главная героиня - Муму. Собачка жен рода. Обычно такие «женщины» всегда жертвы. Что они видят в своей «собачьей» жизни? Поезда….. безответной любви, неприязнь барынь, кормящую руку спасителя….. и трагичный конец. Если на роду было написано утопнуть, то в огне не сгорит, но от руки дающей и погибнет. Как говорил соратник по цеху Ивана Тургенева: я тебя спас, я тебя и убью!
Мужские образы.
Конечно, русский и могучий мОлодец с большой душой, сильной рукой, твердым характером и нулевым эмоциональным интеллектом. Такие мальчики растут обычно без отца или отец-подкаблучник, временами даже без матери. Подчиняются добровольно чужим приказам, чистосердечны и прямолинейны, зачастую все понимают, но высказаться не могут. Как собаки. Не развита у них разговорная речь - решать конфликты языком/договариваться. Им легче убить себя, тебя…….. любовь, морковь и и даже пойти на крайние меры --собственноручно загубить самое любимое и дорогое милому сердцу - собачью верность и преданность. Собрать котомку своих «пожитков» в виде внутренних рефлексов и уйти……. Не в романтический закат. Нет. А в деревню! На малую родину! В отчий дом с аскезой и отказом от всего….. мира цивилизованного и женского /тут Дэн прав, это да/.
Шляпник или алкашня Капитон Климов. О, кстати, отсылка к черту. НЕ зря в тургеневском «жиде» мне Гиршель мерещился Коровьевым. Тут та же аллюзия прямым авторским текстом. Гаврила дворецкий так и говорит на Капитона: «На чёрта ты похож, согрешил я, грешный, вот на кого ты похож.» Еще один тип мужчин - кутилы и алкаши, которые даже будучи при хорошей хозяйке Тане, все равно умудряются просрать состояние, честь и жизнь.
Двореций Гаврила Андреич. Такие чиновники обычно дослуживаются до младших сотрудников РАН. Ничего плохого, но и ничего выдающегося в их жизни нет. Как правило, такие мужчинки пристроены при токсичных «маменьках» женах.
Кажется, всех основных ти\оповых душ выделила. Все остальное - массовка скотного двора по Оруэллу. Ха ха. Тут у меня тоже отсылка. Серая животная масса, среди котороых борьба за выживание методами сдай другого, спаси собственную душонку.
Вот, практически, и все сочинение. Идея, помним, для меня вторична. Но важен конфликт. Внутренний конфликт ментальной русской души «герасима».
Вывод.
Кто виноват? Что делать? И кому на Руси жить хорошо?
И ответ таков: русская сильная, могучая, праведная душа страдать должна. Нет у нее иного пути к счастью. Только через несчастье и обязательно собственное. Иначе какой там катарсис, просветление и высокий дух. Обратите внимание - душа русского праведника! Не может она не страдать, не томиться и не убивать себя в себе через утопление своих «питомцев»/желаний/привычек. Только смерть любимых, как экзистенциально единственное решение всех внутренних конфликтов, для русского ментального «герасима» - единственно видимый выход из всех сложных и тяжелых душевных метаний и вопросов.
/Этот абзац получился высокопарным в стиле Дэна. В этом прошу винить его же со своим преждевременным анализом символизма русской души/.
Как там в детстве токсичная мамка сыну говорила? Закрой рот и ешь манную кашу, потому что мальчики никогда не плачут.
Вот и наш Герасим - сделал дело, пошел гулять смело. Другими словами - утопил собаку и свободен на все четыре стороны. В буквальном смысле этого слова.
23/08/2021