Jan 12, 2014 01:02
С друзьями-археологами наведался в Азов. День был хмурый и ветреный, только после трёх облачность снесло прочь и низкое солнце светило, но не грело. Прошлись по центру, спустились к реке: набережная перегорожена и раскопана на реконструкцию. Памятник Петру Первому (установлен в 1996 году) позеленел, а вот более монументальный Ленин сильно обветшал и покрылся разводами неудобсказуемых оттенков.
Сам город (по увиденному) - глухая провинция с лихорадочным блеском разнокалиберных вывесок (вплоть до хипстерских). Летом выглядит гораздо милее, по крайне мере таким запомнился с девяностых.
Улицы, за исключением пары центральных осей, хранят советские имена.
Есть островки новорусского благополучие в виде ужасных аляповатых жилых комплексов и артдекошного "Гранд Отеля" (сдача которого была обещана 31.12.2012, тем не менее вроде построенное и зазеркаленное здание наглухо отгорожено стройзаборой, за пыхтело нечто техническое).
В музей заглядывать не было времени и желания, однако по словам ребят, хорошо его знающих и своими трудами неоднократно пополнявших его фонды, - по прежнему лучший среди краеведческих музеев Ростовской области. Руководство мыслит вполне конструктивно, не чурается работы и открыто новому (порой - даже слишком, см. далее).
Территория цитадель вообще по большинству внешних признаков застряла чуть ли не в середине ХХ века (или хотя бы в 1990-е) - с посконной крестьянской нищетой, над которой высятся отреставрированные церкви.
Валы очищены от мусора и на том спасибо. Участок с примитивным новоделом: тын, башни (похожие на те, которые рисуют в эпосах про ГУЛАГ) и пушки - был закрыт на "обновление музейного пространства".
Нашей целью был Пороховой погреб. Тут впечатление двойственное - заметно что вложили немалые усилия и средства, однако результат кривоват. Вход не дорог, на за фото/видеосъёмку - отдельная существенная плата. На кассе довольно убогий набор краеведческих изданий - либо совсем попсовых, либо узкопрофильных материалов научных конференций и ежегодных отчётов о раскопках. Масса мелкой коммерческой керамики - аляповатой и не увязанной с местом.
Во дворе несколько разнообразных скифских баб - местами неверно атрибутированных и скверно подновлённых. Расставлены без системы, как и пушки (новоделы?). В дальнем углу новодельные тачанка, бричка и телега, тоже не понятно к чему и какой сакральный смысл за их экспонированием.
В другом углу три деревянных макета крепости от османского завоевания Таны до русской цитадели святой Анны, на стене планшеты с репродукциями фортификационных карт и планов. Смотрится интересно, но макеты слишком мелки и условны (против, например, аналогичного в Выборгском замке).
Спустились в сам погреб - такая же картина: интерьер выполнен со старанием (вроде как), тем не менее - много топорного. На большом экране закольцованная унылая видеозапись шастаний мужика в зелёном мундире по тёмному подвалу с фонарём в руке. Чувак (крупный план) выпучив глаза всматривается в пространство и угрожающе глухо топает. Это весьма комично перекликается с пробежками пожилой смотрительницы. В тот момент кроме нас троих взрослых (плюс ребёнок друзей) в погреб заглянула быдловатая парочка - чисто сфотаться на мыльницу у диорамы.
Иллюстративный материал подобран толково, да вот поясняющий текст "под рукопись" на стекле терялся на фоне кирпичных стен. Диорама - плоть от плоти в традиции грековской студии в очень уж экономичном варианте.
Судя по всему - туристы идут, особенно в тёплый сезон. Да только видят они тут скорее куклу, чем реконструкцию исторического материала.
а репортёр,
раскоп,
гиштория