В известном фильме «Общество мертвых поэтов» есть знаменитая сцена, где мистер Китинг, учитель литературы, заставляет школьников вырвать из огромной поэтической антологии страницы с предисловием. Предисловие скучное, дети с радостью рвут бумагу, учитель зарабатывает себе дополнительные очки. И после уничтожения «мертвого» текста он начинает рассказывать притихшим старшеклассникам о сути поэзии. Те слушают, затаив дыхание… Мистер Китинг действительно любит литературу, понимает ее и умеет заразить своей любовью детей. Он, без сомнения, творческая личность, «учитель-новатор», но…
Следует ли из этого, что предисловия к антологиям не нужны? И как сделать, чтобы предисловие было нескучным, чтобы его читали взахлеб? Собственно говоря, эксцентричный поступок основателя «Общества мертвых поэтов» всего лишь актуализирует вечный вопрос: каким должен быть школьный учебник словесности? Чему и как он должен учить? А сама личность и методика преподавания мистера Китинга вновь и вновь заставляет задуматься: чему должны быть посвящены уроки родного языка и литературы?
На эти вопросы не может быть окончательных ответов. Каждое поколение, каждая эпоха задает их заново и отвечает по-своему. Например, около ста лет назад российские учителя словесности собрались, чтобы обсудить параметры и структуру нового учебника. Таким образом, еще до появления советских и постсоветских стандартов отечественные преподаватели не были довольны качеством учебной литературы. Об этом, кстати, можно прочесть в статье Виктора Петровича Журавлева, опубликованной в первом номере «Части речи».
Журнал, который Вы держите в руках, появился на свет именно потому, что нам интересны вечные педагогические вопросы. Мы уверены, что дискуссия о том, чему и как надо учить, дискуссия неторопливая и глубокая, как воздух нужна российским учителям. Мы уверены, что настоящий учитель никогда не перестает задумываться о своей профессиональной и социальной миссии. Это важнее любых поурочных планов, методик и образовательных стандартов. Скорее сами стандарты, программы и планы могут быть только следствием внятно сформулированной педагогической идеологии.
Мы назвали наш журнал «Часть речи», потому что уверены: разделение на «русс. яз.» и «лит-ру» есть только в школьном расписании, но никак не в жизни. Наш разговорный язык, художественные произведения, словарные статьи, рекламные слоганы, школьные учебники, краткие смски и обширные блоги, сухие докладные записки и страстные объяснения в любви, исторические сочинения и футурологические прогнозы - всего лишь часть огромного речевого потока. Наш журнал - это тоже ЧАСТЬ РЕЧИ. В нем будут переплетены статьи о лингвистических словарях, интервью знаменитых филологов, заметки о бытовании русского языка за рубежом, разговоры о стихах и многое другое.
Мы хотим, чтобы наш журнал не только заставлял задуматься о глобальных педагогических проблемах, но и был бы полезен преподавателям в узком, практическом смысле слова. «Часть речи» будет рассказывать о новых учебно-методических комплексах, поможет по-новому взглянуть на классические произведения из школьной программы, посоветует, что прочитать из современной литературы, даст примеры анализа поэтического текста.
Мы надеемся, что наш журнал станет еще одним творческим стимулом для тех, у кого Новый год начинается с Первого сентября. Учитель входит в класс, здоровается с детьми и просит их открыть учебник. Давайте вместе подумаем, как сделать так, чтобы из него не приходилось вырывать страницы.
Леонид Клейн, шеф-редактор.