Марат

Aug 15, 2024 11:00





Марат Джунусов

Сначала был рассказ про школу. Позже, в 1963 мне довелось побывать в Доме пионеров, в изостудии, вот там я увидела и услышала подробный «разбор полётов»: руководитель не стеснялся резких выражений, только что не матерился при детях, но все его уважали и к его мнению прислушивались. Звали его Ефим Наумович Годовский. Ветеран войны, инвалид без обеих ног, ходил сам, на протезах. Водил свой изокружок в походы, на пленэр.





Ефим Наумович Годовский

Однажды и я с ними поехала на левый берег Иртыша, мы жили неделю в палатках, недалеко от Меновного. Как-то Ефим Наумович разругал чей-то эскиз, а парнишка взял и порвал его. Ефим Наумович ещё пуще обругал: ты должен был его сохранить, чтобы помнить свои ошибки и учиться на них!

С тех пор и я взяла себе за правило: не выкидывать свои работы сразу. Хранить негативы хотя бы лет десять. Иногда бывало, что и в старых негативах находилось что-то такое оригинальное, чего сразу не заметила. А если бы выбросила? А потом не переснимешь! А вот сейчас у меня есть эти снимки 63 года!

Кружковцам я служила моделью, они несколько раз меня рисовали в студии, хорошо ли, не мне судить, работы потом сдавали Ефиму Наумовичу. Раза два мы устраивали «студию» во дворе частного дома Олиных родственников, причём будущие художники заранее предупреждали, какого цвета должна быть одежда, лучше красного. Однажды забыли предупредить, и я надела что-то не то, неопределённого тёмного цвета с искрой. Они бурчали и между собой переговаривались, какую взять краску. И ко мне: тебя же просили надеть что-нибудь доминирующее!



Марат рисует меня

Меновное

Меня включили в группу студийцев, для обеспечения довольствием и спальным мешком.
К поездке я сшила себе новую фланелевую рубашку в серую и жёлтую клетку. Сатиновые шаровары, которые мы в школе надевали в спортзале, пригодились и тут. В то время пошла мода закатывать их до колен - было удобно, а в походе тем более: забредать в воду. На снимке - мы грузимся в кузов бортовой машины, а я отправилась в юбке, потому что по городу ходить в сатиновых штанишках считала неприличным.



грузим палатки и спальные мешки

Наш грузовик переправился на пароме от городского берега в том месте, где сейчас памятник воинам-афганцам. А тогда здесь был базар по воскресеньям, и с левого берега люди сюда попадали на этом пароме. Переправившись, мы чуть проехали вдоль левого берега и решили остановиться в роще, недалеко от села Меновного, за протокой. Название села напоминает о дореволюционном рынке с меновой торговлей: левобережные казахи-степняки привозили на базар мясо, молоко, изделия из кожи, кошмы.



приступаю к своим обязанностям

Переоделась я только на берегу, когда поставили палатки - одну для мальчиков с Ефимом Наумовичем, вторую - для девочек и припасов с кухонными принадлежностями.
Девочек было три: Оля Кузнецова, я, и ещё сестра студийца Толи Меркасимова, и мы с ней не писали этюдов, а занимались хозяйственными делами. Готовили еду на костре, собирали хворост, ходили в магазин. Он был в Меновном.

За продуктами мы звали кого-нибудь из мальчиков, набирали полный рюкзак, и у продавца просили оформить счёт на покупки. Документ представлял собой тетрадный лист с написанным от руки перечнем покупок, их количества и стоимости. Заверялся печатью магазина. Мы же должны были отчитаться о наших тратах по возвращении в Дом пионеров. Конечно, мы заранее получили инструкции, что можно покупать: гречку, макароны, подсолнечное масло, чай, сахар, хлеб. Ещё разрешались консервы в стеклянных банках, типа борща и рассольника. А что сверх того - на свои денежки.



на берегу Иртыша

На диком берегу Иртыша в палатках летом - авантюра, как я сейчас понимаю. С одним взрослым, инвалидом на протезах. Но всё обошлось, в сельсовете знали о нашем пребывании, иногда кто-то подходил к нам спросить, нужна ли помощь.

День рождения двойной

Была середина августа, и в нашей небольшой группе оказалось два именинника: у меня день рождения четырнадцатого августа, у Толи Щура - пятнадцатого.
И он сходил в магазин и купил не только продуктов, но и «сверх того». Об этом стало известно только вечером, когда наши парни позвали девушек в гости в свою палатку.
Мы, шестнадцатилетние, решили, что нам можно выпить по сто грамм портвейна, а пятнадцатилетние присоединились к нам, так что каждому досталось по сорок миллилитров, но и этого было предостаточно для веселья. Ефим Наумович отказался присоединиться к компании, и был недоволен нашим поведением. Не запретил, но и не одобрил. Ведь он педагог, и отвечал за наше поведение и здоровье, впрочем, мы сами всё понимали, и лишнего не допускали. Быстро по палаткам - и спать.
Через два дня срок наших этюдов истёк, за группой прислали ту же бортовую машину. За машиной сходили в город Марат Джунусов с Толей Щуром. Вернулись на берег уже в цивильном городском виде и с цветами для девочек. В городе они зашли и к Олиной тёте Марусе, и за Олей примчался на моторной лодке двоюродный брат Коля, взяв в лодку ещё троих друзей: Толю, Марата и меня. С ветерком улетели на правый берег.



теперь грузимся в моторку



мчимся с ветерком



на берегу остались несколько человек с общими грузами, им ехать до Дома пионеров

Но сначала фотографировались моим фотоаппаратом. Он вообще был для всех, я разрешала брать его и снимать. Потом после проявки заметила, что кадры, которые снимал Марат, отличались строгой композицией - вот что значит выучка в изостудии!



часть группы



Толя Щур и Марат Джунусов



Оля Кузнецова и Толя Щур



Толя уже в лодке

Один из сюжетов был слегка постановочным. Я паковала посуду в мешки перед отъездом, и слышала, как Марат договаривался с Толей: сними меня с Наташей, а я покажу, в чём разница между девушкой и женщиной. Я насторожилась, тут Марат уже подошёл ко мне и слегка коснулся моего плеча. Но я была наготове с поварёшкой в руках! «Вот! - сказал Марат, - так поступает девушка!»



так поступает только девушка!

Юноша в чёрной рубашке

Кстати, с Маратом мы подружились, и он на берегу спросил меня: придёшь на свидание со мной?



договариваемся на берегу о свидании

Я была рада такому предложению, мне этот юноша очень нравился своим воспитанием, учтивостью и открытостью. Никогда не позволял себе пошлостей, а шутка во время съёмки была очень даже приличной.



Марат на берегу Иртыша



Марат и Наташа

Мы встретились в назначенное время на углу Краснооктябрьской и Крылова, Марат пригласил к себе домой. Жил он в двухэтажном особняке на Урицкого, там в глубине квартала скрывались в зелени несколько частных домов, а его отец оказался начальником горотдела милиции. Я впервые была в таком доме, всё было нереально, как в советском кино.



негритёнок-путешественник

Марат на прощание подарил мне талисман - резиновую фигурку негритёнка размером с мой палец, и сказал: носи его всегда, чтобы он был с тобой. И только через много лет я поняла, что Марат под этим негритёнком имел в виду себя. Он и правда был всегда со мной, маленький негритёнок в левом нагрудном кармане походной блузы, рядом с паспортом. Его чёрная голова высовывалась из кармана, и он видел весь окружающий меня мир.

Ребята всей компанией уехали через неделю в Алма-Ату учиться в художественном училище: Оля, Марат, Толя Щур.

Облик Марата мне нравился благодаря чёрным рубашкам, которые он носил и в городе, и в походе. Он был так хорош в чёрном, с его чёрными волосами и глазами.

И я хотела себе такую, а в продаже не было ничего на мой вкус. Сказала маме, что хочу себе чёрную рубашку, но она отказалась шить: надо шёлковую, а чёрного шёлка нет сейчас, ты же не станешь ходить в сатиновой. Это была отговорка, я уже распознавала у мамы такие фразы, и свою чёрную мечту отложила на будущее. Вот когда заработаю, сама себе сошью. Шёлковую.
**

Последние сведения о Марате нашла в Караганде и Усть-Каменогорске: в музеях современного искусства хранятся его работы. Он мой ровесник, но, к сожалению, прожил всего 52 года.



Марат Джунусов в мастерской, восьмидесятые годы



Нашла одну из работ Марата, которая называется «Сын Солнца», написанную в 1991 году, когда он тяжело переживал распад Союза, как и я, и многие казахстанцы. Распался ведь не только Союз ССР, но и все творческие Союзы, и художники остались без заказов.



"Сын Солнца", художник Марат Джунусов, 1991

Искусствоведы пишут: никто теперь не сможет объяснить, что хотел сказать художник этой картиной. А я увидела в ней гражданскую войну, и даже знак Зорро справа. Нет в ней птиц, о которых говорят искусствоведы, а есть боевые дроны с обеих сторон. Сын Солнца - не Сын Земли, он наблюдает со стороны.
**

А в свой день рождения-2024 я смонтировала фильм о себе.

image You can watch this video on www.livejournal.com


образование, культура, дневники 2024, хроники шестидесятых, Марат Джунусов, Усть-Каменогорск, Ольга Постернак, история, СССР

Previous post Next post
Up