Ой, куда меня занесло, прям как в песне «Едем, едем мы тайгой»… Тургусун - таёжная река в Зыряновском районе, на ней село Тургусун. Проезжаем по мосту через Бухтарму с множеством рукавов, и попадаем в сказочную деревню. Мне это название ещё в молодости звучало как таёжное эхо: крикнешь «Турр!», а тебе в ответ «Гу-у-сун-н-н». Или как удар в большой барабан. Да и сама Бухтарма - не простое имя, а прислушайтесь: это вода мчит через валуны, разбиваясь с каждым бухом в тар-му. Бух, тар-ма, Бух!
Бухтарма в районе Коробихи, 1969 год
Ну, с этим всё понятно, а вот сейчас надо разобраться, кто такой Каратай-батыр, и почему дорожное кафе так называется.
дамхана в Тургусуне
называется Каратай
там на раздаче мой водитель в бежевом дорожном костюме
интерьер кафе
мой обед
дедушка с внучкой куда-то едут
Кстати, хорошее заведение, чистое, уютное, готовят вкусно. А вокруг кафе всё в цветах и декорациях. Мусор не бросают куда попало, приучили проезжающих водителей сортировать его. В кустах есть туалет, у дорожки - кран с водой, чтобы вымыть руки.
оазис
камни и цветы
сбор пластика
всё в цветах
лошадь тут зачем, я не поняла
**
Меня заинтересовали в первую очередь окрестные горы. Дóма уже по картам смотрела названия и высоты. Выяснила, что здесь три заметных вершины с русскими названиями: Щебнюха (870 метров), Слизуновка (810 метров) и Теремки высотой 1150 метров. Все в тумане от недавно прошедшего дождя. А вот некоторые детали ландшафтного дизайна иллюстрируют название Теремков. Гора, кстати, двуглавая, но в тумане-то и не видно. А в кадре, кажется, Щебнюха.
Теремки или Щебнюха?
Названия сёл тоже русские. Всё это говорит о том, что здесь исконное население - русское. Из истории знаю, что ещё раньше, в глубине веков, эти земли были джунгарскими (ойротскими). После разгрома джунгаров китайцы разрешили русским и казахам селиться по берегам Бухтармы.
Вскоре Россия заключила договор с Китаем о границах, и весь Бухтарминский край стал российским, здесь административно была Томская губерния - до горных хребтов на юге: Нарымскому и Сарымсакты. В это же время появились так называемые «ясачные» крестьяне. Ясак - натуральный налог с государственных крестьян Сибири, в основном пушниной. С кочевых народов налог был меньше, чем с осёдлых. Ещё южнее простиралась Семипалатинская губерния, дальше - Семиреченская, и всё это была Россия.
**
Обедая в придорожном кафе, я обратила внимание, что плакат о Каратай-батыре написан только на казахском языке.
плакат без перевода
Потому что нас, русских, не обманешь, уже кто-то пробовал переписывать нашу историю. А казахов обмануть легче, они доверчивые, как дети. Им дали новый букварь, новые учебники, написанные неизвестно откуда взявшимися историками. И вот один за другим появляются герои калмыцких битв, о которых пишут книги, ваяют батырам памятники. И этот плакат написан для них, доверчивых. Историки, где вы были раньше? Почему я, окончив школу в Казахстане, ни в одном учебнике, ни в одной энциклопедии не читала о казахских батырах, побеждавших злобных врагов?
На самом деле джунгаров разбила китайская империя, которая на тот момент оказалась сильнее. Казахи же как жили разрозненно, так и отбивались мелкими группами от полчищ организованных злодеев, терпя потери. Не было у казахов штабов и главнокомандующих. Никакой батыр не мог противостоять вооружённым силам джунгаров-калмыков-ойротов. Герои - это те, кто объединяет народы, чтобы выстоять в борьбе с недругами.
Да, батыры были молодцы, боролись как могли. Но не они разбили своих врагов, а китайцы разбили их общих врагов. Да ещё разрешили занимать бывшие ойротские территории.
Кстати, встретила в материалах Восточно-Казахстанского архива фразу о якобы «самовольной застройке» некоторых деревень на Бухтарме крестьянами из Томска. Так вот выясняется, что эти крестьяне вовсе не самовольные, а вполне коренные жители этих территорий, приписанных к Томской губернии. Вот откуда на Бухтарме русские топонимы: горы, реки, казачьи заставы.
**
Наша обеденная стоянка в Тургусуне
злостный сорняк - гречиха сахалинская уже приползла в Казахстан
**
К сожалению, снять какие-то примечательности по дороге было невозможно, так как с самого начала водитель дал понять, что не будет тормозить на каждом шагу. И рассказ получился только о кафе. Из окна машины я смогла сфотографировать лишь трактор с косилкой, тут уж водитель сам убавил скорость.
трактор не даёт себя обогнать
А вся дорога от Большенарыма до Усть-Каменогорска такой и была: большие расстояния между населёнными пунктами, вокруг одинокие вершины, везде отличный асфальт, машин не так уж много. Проехали Осиновский перевал недалеко от Серебрянска, о нём я уже
писала.
серпантин на Осиновском перевале в 1975 году
Говорят, что зимой тут много аварий случается, и вроде бы власти сообщают о строительстве объезда этого серпантина. Вот не знаю, с какой же стороны его можно объехать, тут кругом дикие горы с ущельями.