Поездка на юг Байкала

Jan 20, 2024 06:05

Продолжение дневников из «провинциального сундука». Восстанавливаю то, чего не было в ЖЖ, а сайта моего тем более уже нет, где публиковался тот период. Сегодня показываю зимний Байкал.

Западнее всех на Байкале находится город Слюдянка, а от моего места жительства ехать до неё надо строго на юг. А если посмотреть на карте южный берег Байкала, то там обнаружится город Байкальск - один из самых примечательных объектов на южном берегу крупнейшего пресноводного озера планеты, к тому же и самого глубокого. Ну, это так, для красного словца.

трубы БЦБК на фоне замёрзшего Байкала

Дорога в Байкальск

Реально в этих местах Байкал не так уж глубок: он разлился по пологой юго-западной части Байкальской котловины, переходящей в Тункинскую долину, и имеет берега, доступные для жизни, туризма и дорог. Здесь уже более века существует железная дорога на восток России, тогда же возникли станции и поселения вдоль дороги, а затем автомобильная трасса.
Первый раз, в июле 2018, я ехала в Байкальск поездом, и всю дорогу смотрела в окно налево. Меня поразила близость железки к воде, но в целом было чувство абсолютной безопасности проезда. Когда-то в детстве я слышала рассказ матери о том, как она проезжала по этой дороге из Хабаровска и видела из окна поезда затонувшие вагоны. Вот с тех пор у меня оставалось впечатление какого-то экстрима. Типа не справился с управлением и рухнул со скалы в воду.
На самом деле это были неубранные остатки воинского эшелона, потерпевшего крушение в 1945 году. А скалы достаточно далеко от берега, и рельсы идут отнюдь не по скалам. В отличие от северного берега, где я знакомилась с Кругобайкальской железной дорогой, на южном почти нет туннелей и террас.
Теперь же я проехала автотрассой. Эта дорога не менее живописна - по серпантину. И слева опять был Байкал, но уже занесённый снегом.

торосы и Гора Соболиная

Да, я планировала такую поездку именно на конец февраля, чтобы увидеть байкальскую зиму с настоящим снегом, возможностью походить на лыжах. Должен же быть прокат лыж в городе! Вот в Свирске недалеко от меня есть лыжная база, можно взять напрокат лыжи, но… нет снега!
Впрочем, лыжи - из того анекдота, где осуждённый на казнь выражал свои последние желания - сначала ему дали покататься на лыжах, потом он захотел поплавать в реке, и так до трёх раз… Я же хотела просто посмотреть на красоту льда и снега, поснимать, да и пешком походить на дальние дистанции, ибо совсем обездвижилась в своей благоустроенной квартире.

26 февраля 2019, вторник. Утром -10, отъехала от Свирска в 8.00, светало. На подъезде к Михайловке сломалось колесо у маршрутки, меняли около получаса. Приехала в Иркутск в 11.10. В Байкальск маршруток нет, уехала на слюдянской в 11.20. Дорога везде сухая, снег на склонах есть, но мало, тает постепенно, не заливая дорог.
В Слюдянку приехала в 13 часов с минутами, не засекла. Там автокасса и остановка маршруток. Мне подсказали, что сейчас будет автобус до Байкальска. Он пришёл в 14 часов, в ожидании его я успела купить разгорячённый чебурек и неспешно закусить, сидя на лавочке. Ожидание меньше часа - это, конечно, сей час. Очень по-нашему, провинциально. Автобус, однако, гораздо комфортнее, чем маршрутка. Дорога была живописная, ехала по этому серпантину первый раз.

Орлиное гнездо

Когда въехали в Байкальск, кондуктор начала спрашивать, кому где выходить. Для меня заехали в Южный квартал, я высадилась на площади и быстро сориентировалась, в какую сторону идти. Накануне в интернете всё изучила, ища гостиницу подешевле. Где-то здесь притулилось «Орлиное гнездо» с дешёвыми номерами и кафешкой. Внешнего вида среди её фотографий не было, опознать бы не смогла среди жилых домов.

фасад гостиницы скрыт кустами и сугробами

слева - вход в гостиницу

Но по пути были указатели. В этом здании чего только нет! Гостиница занимает часть первого этажа, вход со двора. Почему «орлиное», трудно объяснить. Поживём - увидим. Угнездилась в «стандарте», отдала 6 тысяч руб за четыре ночи до субботы. Вот тут я поступила опрометчиво, так как комфорта в номере было маловато, и мне следовало оплатить только первые сутки, а потом уйти в апартаменты, телефоны которых записала тоже из интернета.
Что входит в мои понятия о дискомфорте? Первое и главное: матрасы старые и продавленные. Посередине жёсткая яма, в которую постоянно скатываешься. А вот хозяева апартаментов в объявлениях указывали: мебель новая! Второе: дурно пахнущие полотенца и бельё. Допускаю, что они даже стираные. Но плохо высушены, без воздуха. Хорошо, что я взяла с собой полотенце, но не будешь же возить весь комплект. А хозяева тех апартаментов указывали: бельё свежее!
Третье: нет стаканов или чашек в номере, хотя на рекламном фото они были видны. Хорошо, что взяла свою. Четвёртое: нет прикроватного коврика. Если бы в «экономе», но это же «стандарт». Пятое: в интернете было написано «ванная комната», на деле оказалась душевая кабина. Ладно, стерплю. В «экономе» вообще нет санузлов, удобства в коридоре. И нет окон!
Из хорошего: есть электрочайник и холодильник, ТВ тоже есть, но пользоваться не умею, поэтому в первый вечер осталась без развлечений. Но зато пообедала в их кафе - была очень вкусная солянка и салат Цезарь.

Южный квартал

Двухчасовая прогулка по Южному кварталу, который я почти не видела в летнюю поездку. Этот квартал застраивался одним из первых, в начале шестидесятых годов, одновременно со строительством комбината. Дома все деревянные, двухэтажные. Воздух и снег здесь чище, чем в нижних микрорайонах. Горный хребет Хамар-Дабан - вот он, сразу от жилых домов. И чистая речка течёт с гор - Харлахта.

лиственницы в городе

символ города - байкальская клубника

традиционная отделка иркутских фасадов: деревянная чешуя

тоже всё в традициях: дерево и лёд

улица упирается в Хамар-Дабан

Здесь центральная площадь, на которой расположены администрация города, Дом культуры, сквер, техникум и остановка автобусов и такси. Магазины чуть выше. Ориентироваться легко: направления или вверх до Хамар-Дабана, или вниз до Байкала. На Гору Соболиную отсюда прямого хода нет, надо ехать на такси, это стоит 20 руб. За те же деньги довезут в любую точку по городу, но таксист едет не сразу, а как найдёт четырёх пассажиров.

администрация города, на первом плане - герб города Байкальска

Дом культуры, за которым видна горнолыжная трасса

Скамейки в Байкальске

Вернувшись в гостиницу, съела порцию картофельного пюре и легла спать в 20 часов. В коридоре бегали и визжали какие-то дети.

Торосы

27 февраля, среда. Солнце взошло в 8.18. К этому времени я уже не только встала и сделала гимнастику, но и попила кофе со сливками, потом позавтракала лапшой, и перечитала все правила поведения. Надо хоть газетку купить на вечер.

Прогулка пешком вниз до самого Байкала. Поход получился четырёхчасовым, да ещё по пересечённой местности, вот такая резкая перемена образа жизни. Бродила по торосам, сначала была полоса маленьких торосиков у берега, а пройдя дальше по льду озера, увидела и серьёзные ледяные глыбы. Впрочем, и они были сложены упорядоченно - штормов во время замерзания Байкала не было, волны не переворачивали льдин.

Из тех обломков, которые в ближней полосе, туристы наваяли пирамид.

Пыталась снять видеопанорамы, но мой самсунг не справился с яркостью байкальского снега, видео получилось не столь выразительным, как фото. Да и с фотками пришлось поработать, чтобы проявить лёд, отражающий и преломляющий синеву неба и яркость солнца.

Обратно вверх уже не пошла пешком до Южного, дождалась автобуса на остановке. Кафе в гнезде сегодня не работало, питалась самостоятельно. Помня о летнем пироге с клубникой на фестивале «Виктория», который мне не достался, нашла аналогичный пирог, только уже с брусникой, от той же пекарни «Урожай». Взбитые сливки с брусникой:

пирог с брусникой

После пирога планировала выйти ещё погулять, но усталость свалила меня перед телевизором. Набрела на какой-то сериал, и он втянул меня - смотрела всё, что показывали, после боевика было ещё три серии «Следа».

28 февраля, четверг. Утром села на автобус на площади, но он завёз меня в другую сторону - в посёлок Сóлзан, получилась экскурсионная поездка, правда, выйти поснимать не решилась. Вернулась этим же автобусом на Гагарина, там позавтракала в кафе «Успех» недоразогретыми тефтелями, пожелав этому кафе дальнейших успехов.

Отъехала на такси до Горы Соболиной. Вернее, такси и автобусы доезжают только до медсанчасти, которая в посёлке Красный ключ. Отсюда уже до горы пешком минут пять. А вот Гора в отдельной главе, так как много фотографий сюда не помещается.

Байкал, лёд, путешествия, #такаязима, малые города, туризм, гостиницы, зима в городе, Байкальск