Родники и родная река Ульба

Mar 22, 2023 08:39


Шестьдесят третий год, октябрь. Я училась в десятом классе 7 школы в Усть-Каменогорске. Тогда в обычаях у старших школьников было выезжать на выходные в Горную Ульбинку, а поводов всегда достаточно: и золотая осень, и весеннее цветение черёмухи в горах, и лыжные прогулки по замёрзшей реке.



на берегу родной реки Наталья Борзых, 1963 год



В такие поездки я готовилась как на пикник, но всё-таки по-осеннему. На мне кеды, шерстяные носки, брюки сшила из утеплённой ткани собственноручно, по выкройке из журнала, мягкий китайский свитер. Часы мне мама подарила на шестнадцатилетие. Моим фотоаппаратом меня сфотографировала одноклассница Лиля Бедарева, которая уже тогда заявляла, что станет журналистом, и готовилась к поступлению в университет.

Фото 9 на 12 подписано «1963, 6 октября». Нашла в интернете календарь 63 года, эта дата - в воскресенье, всё сходится. Внимательно всмотревшись в направление тени и течения реки, я вспомнила, что мы сидели на правом берегу, то есть каким-то образом переправились. Возможно, мы сделали крюк до подвесного моста к лагерю Олега Кошевого, и там уже прошли по каменистому берегу. Прошло столько лет, что уже не помнятся такие детали, как мост, главное - фото сохранилось.

Собирался не весь класс, потому что оплачивать автобус нужно было самим. Кажется, в тот раз поехало около десяти человек с учительницей. Ночевали мы в пионерском лагере имени Гастелло, который осенью уже не был пионерским, а функционировал как база отдыха для работников Востокмашзавода. Учительница заранее договорилась с профкомом, в лагере нас встретил сторож и открыл нам одну из комнат в главном жилом корпусе. Выдал только ватные матрасы, на которых мы спали одетыми, и укрывались своими куртками и пальтишками.

Полдня в субботу и с утра до обеда в воскресенье мы гуляли по окрестностям. Этот лагерь расположен не на Ульбе, а чуть в стороне от неё, на шоссе. Разделяет их довольно крутая гора, и прямо на реку никто не ходит, если нет цели покорять вершину. Хотя на вершине я тоже бывала не раз.

Рядом с Гастелло есть родник с хорошей мягкой питьевой водой. Даже из Зои некоторые любители чистой воды приходили к этому роднику попить и набрать с собой во фляжку. На фото - мы с Лилей Бедаревой: она стоит, а я припала к роднику.



пьём воду из родника

Самая длинная прогулка у нас получилась вверх по левому берегу за гору Мраморку, потом обходили по камням крутую скалу, я её показывала в прошлый раз. Остановились на привал в удобном месте, вскипятили речную воду, тоже чистую, в чайнике на костре, попили чаю со смородиной.

***

Мальчики пытались порыбачить, но в этих местах хорошая рыба не водится, одни гольяны, их в народе называли «авдошками». Честно говоря, я тогда думала, что авдошки - мальки какой-то хорошей рыбы. Глупые или наглые, эти мальки вечно окружали меня, забредшую в воду. Они щекотали мои ноги, и казалось, что всей стаей способны меня обглодать до костей.

Когда я была пионеркой в лагере в 1959 году, такие же мальчики научили меня ловить авдошку стеклянной банкой, которая закрывается крышкой с прорезью. Внутрь кладутся крошки хлеба, банку утопляют на дно рядом с берегом, и любопытная прожорливая авдошка в неё заплывает, а обратно выплыть не может.



рыбка авдошка

Авдошку использовали как наживку на более крупную рыбу. Если бы пионерам дозволяли разжигать костры на территории, мы бы жарили и эту баночную авдошку, ради интереса. Но негде было. Если только в походе, подальше от лагерного начальства. Вот когда ходили к Вороньему камню, там мальчишки даже варили из этой рыбёшки уху, и меня научили. Берёшь картофелину, мелко режешь, потом эту рыбку потрошишь, кладёшь всё в свою кружку, сыплешь соль, заливаешь речной водой до краёв, ставишь кружку на камень рядом с костром и варишь до готовности картошки. Вот это и есть твой обед!

***

Рыбалка в октябре не удалась, да ещё и змеи повыползали на открытые места, греясь перед уходом в норы.



осенняя сходка змей

Хорошо, что у меня с собой был складной ножик, я нашла длинную палку в лесу и обстрогала её (верхнее фото). Теперь у меня имелось средство самообороны. Страшно было идти по береговым камням, на которых сплетались клубки каких-то коричневых змеюк. Я плохо разбиралась в земноводных, но во мне существовал генетический страх перед ними. Одну тварь, поднявшую на меня голову, я в состоянии аффекта забила палкой. Одноклассницы стали жалеть змейку, а не меня.

А я помню, что летом в медпункт постоянно обращались мальчишки с жалобами на укус змеи. И вот что интересно: укусы у всех были в указательный палец. Что это значит? А то, что мальчишки сами дразнили змею, чтобы она шипела и показывала свой ядовитый зуб. И каждый пацан был уверен в том, что уж он-то сумеет вовремя отдёрнуть руку.

Пионеры забавлялись ловлей змей, и старшие учили младших, как это делать, потом змей умерщвляли и продолжали забавляться, пугая девочек. Мне однажды подложили дохлую змею под подушку, в расчёте на мой визг. Я перед отбоем увидела эту подлянку, но визжать никогда не умела, этому меня не учили. Паники тоже не было, змея же была дохлой и не могла на меня броситься. Подцепила палкой и выбросила за дверь. Там стояли наблюдатели, которые молча разошлись, увидев змею на палке.

туризм, Усть-Каменогорск, Горная Ульбинка, хроники шестидесятых

Previous post Next post
Up