Отчет о нашем июльском походе в Грецию - часть третья и последняя
На Спеце была вода.
Так же, как и в-основном, в других местах в Греции - два раза в день (теоретически) приходил water man, и давал заправиться за небольшую денюжку. Впрочем, наши продвинутые айтишники хакнули водяной кран - разобравшись, как можно заправиться водой и в отсутствие waterman'а (по крайней мере теоретически). Электрический кабель на пирсе тоже был, правда один, и от него питалась какая-то моторка. Возмущенный экипаж решил, что это не честно, и их незаметно отключил, и подключил нас. Через некоторое время выяснилось, что они опять отключили нас, и подключились обратно... Другая яхта решила проблему по-мирному - вынесла тройник и подключила себя и моторку. Наши мальчики радостно воткнули туда и наш кабель. Но потом пришел какой-то сотрудник и строго сказал, что три яхты - это too much, и нас отключил... Впрочем, больших проблем с электричеством у нас не было - когда батареи подходили к концу, просто включали движок ненадолго (до возмущенных замечаний соседей, что они, де, как раз сели в кокпите ужинать и тут мы со своей тарахтелкой...).
День девятый. Спеце-Порто-Хели.
К этому моменту я мучалась проблемой выбора - куда же идти??? Особенность чартера в том, что почти всегда требуется сдать яхту в том же месте, где брал. Поэтому, по большому счету, путешествие можно разделить на 2 части: 1) туда. 2) обратно.
Так вот, на Спеце считая дни и расстояния до финиша я ощутила диллему: идти туда уже поздно - не успеем вернуться. А идти обратно - еще рано, слишком рано придем. Итак, идти туда - поздно, идти обратно - рано. Кто виноват и что делать???
Решение пришло неожиданно - Не идти ни туда, ни обратно, а остаться на том же уровне. А именно - походить несколько часов в качестве тренировки, и переночевать в Порто Хели - напротив Спеце. А на следующий день - уже двинуться по-тихоньку в сторону Афин.
Практически в каждом моем плаваньи есть какой-нибудь момент, за который мне мучительно стыдно. Ну, скажем, в Греции это было в первый день, когда по моей команде уронили гик на столик в кокпите. В греческом походе такой момент случился именно на девятый день. История больше подобает чайнику, а не опытному капитану. Но - из песни слова не выкинешь, и расскажу честно.
В-общем, мы решили потренироваться - походить в лавировочку, поотрабатывать маневры. В частности, сделать то, с чего в яхтенной школе у Джима обычно начинается первый день плаванья новичков - каждый стоя на руле делает шесть раз поворот оверштаг, и шесть раз фордевинд - чтобы понять, как себя ведет лодка. Не скажу, что маневры делали все, и все по шесть раз, но поупражнялись изрядно.
Перед выходом я, разумеется, как обычно поизучала карту на предмет скрытых опасностей. И, как обычно, вынесла вердикт, что никаких скрытых опасностей на нашем пути нету, если следовать здравому смыслу - и не подходить ближе кабельтова к берегу и другим видимым препятствиям. Поэтому тренироваться можно с чистой совестью.
В какой-то момент просто так дергать веревочки нам надоело, и Артем предложил устроить Фастнетскую гонку - обогнуть одиноко торчащую в проливе скалу. Идею мы все восприняли с воодушевлением, и стали делать ставки, когда же пора заложить еще один галс, чтобы скалу успешно обогнуть...
Алик, правда, глядя в ручной GPS, заметил, что на нем нарисованы какие-то препятствия, но, к счастью, их было видно невооруженным взглядом - на порядочном отдалении от скалы, ближе к берегу, хорошо заметная со стороны, торчала парочка одиноких камушков.
И вот, в самый захватывающий момент, когда мы были близки к финишу нашей Фастнет-рейс - еще 100 метров и мы обогнем скалу, Артем вдруг матом скомандовал поворот оверштаг... Экипаж несколько секунд протормозил, но потом прореагировал... И, надо сказать, вовремя - потому что прямо по курсу волны перекатывалась через слегка прикрытую водой гряду камней. В-общем, еще раз спасибо Артему, и посыпаю пеплом свою голову за глупость. Впрочем, наверное, надо быть благодарной мирозданию за наглядный урок, в котором мы отделались легким испугом, а не разбитым корпусом.
Вдоволь накатавшись, подошли к Порто-Хели. Красивая картина - десятки буйков в бухте, на каждом из которых, привязанная к мертвому якорю, стоит яхта. Потыкались туда-сюда в поисках свободных буйков - потом, отчаявшись, встали просто на якорь.
На берегу мерцали огоньки отелей, но мы решили к цивилизации не ходить - нам и так хорошо. Впрочем, цивилизация пришла к нам - купальщики поймали большой надувной мяч, который сдуло с берега.
День десятый. Порто Хели - Порос (?)
Долго крутили в руках карту и water pilot, придумывая, где встать на Поросе. Сначала подумали встать в Русской бухте, но там слишком глубоко. Порт по описанию как-то энтузиазма не вызывал. Решили встать недоходя до порта. Но в итоге как-то незаметно в поисках удачной стоянки прошли узким проливом. Было как-то стремно, но Артем, у которого твердая рука, стоял за штурвалом и провел нас через все мели и узости. Нашли место на плавучем понтоне, не указанном в water pilot, остались очень довольны стоянкой.
К вопросу про water pilot - именно про Порос там была одна история, очень нас позабавившая - в ней вся Греция и греческий подход к жизни.
Итак, книга сообщала, что некоторое время назад на Поросе были установлены на дне мертвые якоря, и протянуты муринги, чтобы сделать жизнь швартующихся яхт приятнее. Но, один местный водолаз, опасаясь, что он окажется без своего главного источника средств к существованию - платы за распутывание сцепившихся якорей, по-тихому перерезал муринги. И что случилось дальше? Да ничего. С тех пор на Поросе нет мурингов... Впрочем, к моменту, как мы пришли на Порос, муринги где-то все-таки были - хотя не на том понтоне, где мы встали...
На Поросе наши трактористы решили было опять взять напрокат квадроциклы - но выяснилось, что здесь это сделать напорядок сложнее, чем на Спеце: во-первых, требуют в залог документы, во-вторых, не разрешают взять квадроциклы на ночь, и вообще... Посему сестры Кузнецовы решили освоить новый способ передвижения - взяли напрокат тандем. Надо было видеть, как они, осваивая новое транспортное средство, выписывали крутые вензеля... Впрочем, через непродолжительное время они стали ездить уже очень даже ловко - как призналась Юля, особенно ей было удобно, когда Женя не крутила педали вовсе...
Я же взяла обычный велосипед, причем дамский. Оставив в залог - что бы вы думали - права Артема.
День одиннадцатый Порос - Эгина. День двенадцатый Эгина
На велосипеде я попыталась подняться к главной поросской достопримечательности - святилищу Посейдона (?) и храму. Вот, думаю, фигня - каких-то 5 километров! Однако, 5 километров в крутую горку, да с непривычки, да на дамском велосипеде... Я ехала час или полтора, удолбалась, и, вынуждена, к своему стыду признаться, что святилище и храм я так и не нашла. А искать дальше посчитала некорректным - экипаж-то сидел внизу и меня ждал. Хотя, если бы я знала, что в итоге мы еще добрый час после моего возвращения будем ждать очереди на заправку водой, может, поплутала бы еще по верху холма. Впрочем, итак я получила кучу интересных эмоций: полюбовалась шикарным видом со смотровой площадки вниз, пообщалась с греком-любителем трекинга, увидела миниатюрные домики-храмики на дороге со свечками в память...
А потом мы пришли на Эгину.
Как я уже писала выше, моя сверхидея заключалась в том, чтобы не идти в потоке яхт (его называют Млечный путь - стандартный маршрут яхт с субботы по субботу).
Но как этого избежать, если все идут в Афины через Эгину? Очень просто - прийти на день раньше всех, и устроить на Эгине дневку. Как мы и поступили.
Согласно water pilot'у, рядом с портом Эгина была свежепостроенная марина Эгина. Туда мы и решили направиться. Ага. Все хорошо, только марина была битком набита разнообразными яхтами и лодками. Так что между ними оставались только узенькие проходы. И на подходе к марине висела грозная надпись, что, мол, вставать сюда могут только те, у кого здесь оплачена стоянка. Тем не менее мы зачем-то туда поперлись, и решили занять свободное место на дурика - мол, мы не знали, что сюда нельзя. В очередной раз восхищаюсь парковочным гением Артема - не способна представить, как ему удалось втиснуть яхту в узенький проход, и никого не задеть. И еще раз восхищаюсь, как ему удалось через пол-часа вытиснуться оттуда с тем же результатом, потому что мы нашли свободное место в порту, и решили все-таки перешвартоваться туда.
В порту Эгина мы получили еще один интересный опыт по бросанию якоря. Бросили якорь, проверяем рукой. Вроде не ползет... Но - как-то проскальзывает... Яхтой проверяем - сначала держит, потом проскальзывает. Потом опять держит... В-общем, фигня какая-то. Решили поднять, бросить еще раз. Поднимаем. И обнаруживаем, что он зацепился за какую-то цепь, лежащую через все дно... Отцепили достаточно быстро - уже наловчились за предыдущие проблемы снимать нагрузку с якоря, и отцеплять от препятствий. В следующий раз бросали в растерянности - как бы эту цепь опять не зацепить? Если слишком заранее бросить - то не хватит цепи... Если слишком близко бросить - не будет держать. Если бросить именно там где надо - опять захватим цепь... Но со второго раза нам удалось, ура!
Из окружающих яхт мне запомнилась яхта с огромным флагом под левой краспицей. Флаг российских цветов, но в другой последовательности - не вспомню чей. Долго обсуждали, что нам бы тоже такого размера! А вообще, яхт было не очень много, мы боялись что марина будет переполненной. А вот на следующий день, в последний день перед сдачей лодок в Афинах, порт был забит под завязку: вставали вторым и третьим пыжом.
В порту нам запомнилась красивая церковь (?), и очередь из местных жителей к уличному кранику с водой - видимо, тут водопровод не везде.
Чуть позже Артема подловил на понтоне фотограф-любитель. Оказывается, он сфотографировал нас, когда мы заходили в порт, и уже сделал пару фотографий на плотной основе с надписью "Эгина-2010". Не смогли удержаться и купили - всегда сложно заснять себя на яхте со стороны.
Раз уж у нас дневка, надо познакомиться с местными достопримечательностями. Трактористы опять взяли квадроциклы, безлошадники взяли такси и поехали смотреть храм Афайи в глубине острова. Сначала я думала, что Афайа - это другое имя Афины, но потом разобралась - что это нимфа, которую похитил Зевс... Храм, надо сказать, древний - построен чуть ли не раньше Акрополя. И, не смотря на довольно разваленное состояние, произвел на нас большее впечатление, чем потом Акрополь - слишком уж много в самих Афинах туристов и вообще ажиотажа...
Полюбовавшись храмом (в магазинчике перед ним я тщетно искала домики для коллекции - как не трудно догадаться. продавались там исключительно античные статуэтки и маленькие храмики), мы решили отправиться на близлежащий пляж. По-отдельности - квадроциклисты отдельно (по проезжей дороге), пешеходы отдельно (по пешеходной дороге). За несколько километров хода мы успели несколько раз решить, что заблудились. Или что квадроциклисты наверняка заблудились. В довершение всего рации не ловили, а у меня на мобильном кончились деньги, и у нас не было связи... Но, в конце концов, мы прошли по тропинке через поле чего-то типа гигантской кукурузы, и, очутившись на искомом пляже с удивлением и радостью увидели там вторую часть нашей команды... Дльше мы разлагались на пляже, и к радости окружающих зрителей играли в Крокодил по-жесткому. Это когда загадываются длинные фразы из малоизвестных песен, которые, как выясняется, никто не знает - например "Как сказала на съезде мясников коза Машка, тусоваться с вами - невеликая честь" (за точность цитаты не ручаюсь).
В очередной раз наглядно посмотрели особенности греческого языка. В частности, там нету многих привычных нам букв - например, звук "Б" обозначается сочетанием латинских букв "MP".
Внимание, вопрос - что обозначает и как произносится встреченная нами на пляже надпись на греческом "NTOUZ" ?
Подсказка: это очень знакомое слово, которое в русском языке произностся очень похоже.
Кстати, лежаки на пляже, как мы поняли, организованы барами-кафе, стоящими на берегу - что в целом довольно логично - ибо приманивает к ним посетителей. Хотя мы, например, лежали на лежаках одного кафе, и пользовались душем этого же кафе, а есть ходили в другое.
Когда мы возвращались в порт, уже на подъезде к городу, я умудрилась ввести таксиста в смущение. Дело в том, что на острове есть два основных места тусовки яхтсменов: Порт Эгина и Айя марина (с противоположной стороны острова). Так вот, когда мы уже подъезжали к порту Эгина я решила уточнить, что нам нужно остановиться около Эгина марина (ну правда ведь - в порту Эгина есть Эгина марина, и мы стоим рядом с нею)... Бедный таксист про марину Эгина никогда слыхом не слыхивал, решил, что он нас повез в прямо противоположном нужному направлении, и уже почти собрался разворачиваться и везти нас в Айя-марину, но мы успели его остановить и успокоить.
День тринадцатый Эгина-Афины
Последний переход - и наше плаванье подходит к концу... На подходе к Афинам все по-очереди поразвлекались обучению швартовке под мотором. В роле понтона, как и в роли человека за бортом, выступал все тот же традиционный Геркулес - кранец фирмы Hercules с привязанным к нему ведром. Эксперимент, разумеется, был не очень чистым - так как понтон активно перемещался в пространстве, да и подойти к нему случайно можно было не со стороны моря, а со стороны берега. Тем не менее, все желающие поразвлекались в свое удовольствие, и мы направились домой... Сдали яхту без вопросов. На следующий день, пользуясь служебным положением, облазила с инспекцией кучу лодок нескольких чартерных компаний на этой базе (на парочке из них оставила кучу безобразных черных следов грязными ногами - на белоснежном только что вымытом корпусе, ах-ах!!!). Не нашла к чему придраться - и веревки, и интерьер - все в прекрасном состоянии, даже у старых лодок. Хотя обратила внимание на некоторые непродуманности конструкции - например, в новых лодках, в которых в форпике две каюты, они как правило столь тесны, что могут считаться двухместными весьма условно. А на некоторых катамаранах мостик спроектирован таким образом, что с него вообще не видно транец - как тут швартоваться - не знаю.
На этой радостной ноте наше плаванье закончилось... Потом были еще прогулки по Афинам - Акрополь нас не впечатлил совершенно. А больше всего всем понравился парк в центре города... А меньше всего афинский аэропорт - Миша с Геной проскочили, а в день нашего отъезда там был дикий бардак, дикая давка и вообще... Впрочем, впечатления от плаванья это не испортило - в Греции было хорошо!.. А потом я туда же вернулась на катамаране в октябре... Но это уже другая история...
Часть 1 - Сага о том, как мы не дошли до Санторини... Часть 2 - Квадроциклы вместо осликов или Как гуси мешают швартовке...GPS-трек и точки маршрута (спасибо Гене)
Фото АртемаНаша яхтаКак взять в аренду яхту?