https://t.me/hronoskopistoriacerkvi/162 104 года назад, 26 марта (9 апреля) 1917 г. Временное правительство без уведомления Святейшего Синода признало самопровозглашенную автокефалию Грузинской Православной Церкви.
Вскоре после присоединения Грузии к России Грузинская Церковь вошла в состав Русской Православной Церкви на правах Экзархата. В 1811 г. католикосат был упразднен.
Вопрос об автокефалии возник еще в первую «русскую революцию» 1905 г., когда от епископов Экзархата в Св. Синод поступило соответствующее заявление. Тогда Россия выстояла и сохранила единство как государственное, так и церковное. Однако голос грузин был услышан, и был принят ряд мер по улучшению условий существования грузинских приходов. В частности, были учреждены новые епархии. Словно в отместку за это, в 1908 г. радикалами был убит экзарх Никон (Софийский).
Уже через 10 дней после падения монархии, 12 марта 1917 г. в Мцхете, группой лиц из иерархов, клира и мирян, объявившей себя собором, была провозглашена автокефалия.
14 марта епископ Леонид (Окропиридзе), избранный местоблюстителем престола патриарха-католикоса, в сопровождении других архиереев прибыл в экзарший дом и передал архиепископу Платону (Рождественскому) письмо с ультимативным требованием передать власть ему - Леониду, на что вл. Платон ответил что он «как воин на своём посту - духовный воин -останется на нём, пока высшая церковная власть и правительство, поставившая его на этот пост, не прикажут оставить его и передать другому».
Архиеп. Платон направил в Петроград срочные телеграммы, прося указаний, но все они были задержаны обер-прокурором Львовым, который конфликтовал с Синодом и уже задумал его роспуск. По свидетельству членов Синода они узнали о церковном мятеже в Грузии лишь из газет.
Наконец, 26 марта Временное правительство выпустило документ:
«1) Временное Правительство признает за автокефальной Грузинской Церковью характер национально грузинский, не ограничивая ее определённой территорией. Все православные приходы русские и другие негрузинские остаются в ведении Православной Русской Церкви…
4) Окончательное установление и закрепление правоположения православной Грузинской Церкви принадлежит Учредительному Собранию».
Грузины, однако, выразили неудовлетворение позицией правительства, не согласившись с концепцией национальной, а не территориальной автокефалии.
Тем временем в Грузии начались эксцессы на национальной почве: например, из Бодбийского монастыря была изгнана русская игумения Анастасия (Высоцкая), которая на собранные по всей России пожертвования в течение 15 лет привела монастырь к процветанию.
Наконец, 1-го июля высказал свое отношение Св. Синод. Он не признал автокефалию Грузинской Церкви и отложил решение вопроса до Всероссийского Поместного Собора, на который приглашались в т.ч. грузинские епископы, но те уклонились от участия в деяниях Собора, и 8 сентября провели свой Собор, на котором католикосом-патриархом был избран бывший епископ Полоцкий Кирион (Садзаглишвили).
Патриарх Тихон 29 декабря 1917 г. направил грузинам послание, в котором среди прочего писал: "...вы, Преосвященные Епископы, не можете в глубине своего сознания найти оправдание вашим неканоническим деяниям. Прежде всего все вы получили хиротонию по избранию Святейшего Синода и от русских иерархов, все вы были архипастырями Русской Церкви и дали при хиротонии клятвенное обещание подчиняться и повиноваться ее Власти. Как же вы исполнили данное вами торжественное обещание? - Вы изменили своей присяге, нарушили обязанность церковного послушания и создали разделение в Церкви."
Послание осталось без ответа, и отношения между Русской и Грузинской Церквями было прервано на 26 лет, пока 19 ноября 1943 г. решением Синода РПЦ «молитвенное и евхаристическое общение между обеими автокефальными Церквами-Сестрами, Русской и Грузинской» было признано восстановленным. Ещё раньше, 31 октября, в Сионском кафедральном соборе в Тбилиси, архиепископ Ставропольский Антоний (Романовский), командированный патриархом Сергием, совершил совместную литургию с католикосом-патриархом Каллистратом.