Казалось бы, причем здесь...

Dec 01, 2009 15:15

Всем хорошо известен полный беспредел который творится в наших "правоохранительных" органах. Но, как мне стало ясно после прослушивания посвященной милиции передачи по традиционно протестующему против всего либеральному радио "Эхо Москвы", причины этого остаются совершенно неясными - в том числе и для образованных людей. Причем здесь известный экономист Иммануил Валлерстайн?
Начну с самого начала.
В последние месяцы, когда милиция, словно с цепи сорвавшись, начала бесчинствовать, это вызвало в публичных слоях общества горькое недоумение и вопрос, умиляющий меня своей детской наивностью и незамутненностью восприятия: почему же милиция, более или менее хорошо (но никто не скажет, что совсем ужасно) выполнявшая свои обязанности по защите граждан от произвола бандитов в советское время, теперь стала самым главным бандитским кланом и можно сказать государственным сектором теневой экономики? Может быть нужно переименовать ее в полицию? И тогда все эти полоумные милиционеры враз превратятся в аккуратных европейских полисменов.
Я, в свою очередь, хочу задать встречный вопрос. А почему только милиция? Почему не спросить себя: чего это все, что в советский период более или менее хорошо работало(иногда даже плохо), теперь не работает совсем? Тем более, что мировая общественная мысль уже нашла ответ на этот вопрос.
Единственная современная экономическая теория, позволяющая объяснить это - теория мира-системы западного марксиста Иммануила Валлерстайна. Основы её были заложены еще Розой Люксембург и ранними исследователями проблемы отсталости, но лишь к концу века удалось сформулировать теорию окончательно. Распад СССР и то, что за ним последовало, блестяще подтвредили ключевые положения миросистемного анализа.
Если коротко, суть теории такова: капитализм это огромная, никем не контролируемая и никем не управляемая система, национальные государства и транснациональные корпорации бегут за этой системой, но повлиять на нее не в состоянии, а занимается эта система перераспределением доходов от бедных к богатым. От бедных людей к богатым - в пределах государства, и от бедных стран к богатым - в мировом масштабе.
Деление на три мира в обществоведении всего лишь характеризует стороны этого процесса. Первый мир - это богатые страны, получающие от существования капитализма прибыль. Второй мир - это страны с особым хозяйственным режимом, исключенные из мира-системы по причине несовместимости, не извлекающие прибыли из сушествования мира-системы, но и не несущие убытков. Третий мир - бедные страны, несущие убытки. Разумеется, в пользу стран первого мира.
СССР и родственные ему режимы были странами второго мира по причине существования некапиталистической экономики. Поэтому уровень жизни в соцлагере не дотягивал до уровня жизни грабителей из "развитиых" стран, но зато превосходил уровень жизни ограбляемого населения развивающихся.
В 90-ые годы некапиталистическая экономика была разрушена бюрократией, возжелавший стать правящим классом. Народу, с помощью которого эта подленькая затея была провернута, обещали, что он будет жить как на Западе. То есть перейдет из второго мира в первый.
А как страна, занимавшая до революции место развивающейся страны, не имевшая колоний и не имеющая грабительских торговых договоров со странами третьего мира будет обеспечивать уровень жизни "как на Западе"? И никто не знает.
Зато прекрасно видно, что Россия, отказавшись от места во втором мире, свалилась в третий. И "атлантисты" - то есть американо-европейцы, во все руки толкавшие Россию в пропасть, вызвая недоумение даже у российских политиков, которые занимались тем же, просто отстаивали свои экономические интересы - не заинтересованные в появлении еще одной страны первого мира, но заинтересованные в появлении еще одной (а лучше 15) полуколоний, снабжающих их экономкии дешевым сырьем и рабочей силой.
То же самое произошло и с Восточной Европой. Да, восточноевропейские страны приняли в Евросоюз - но ЗАЧЕМ их туда приняли? Международные договоры, регулирующие порядок миграции рабочей силы в Европейском Союзе, узаконили существование "внутреннего" третьего мира - стран Восточной Европы. Согласно договорам, даже переезжая на запад, житель восточноевропейского государства получает зарплату по тарифам своей страны - то есть в 15 раз меньше, чем местные жители!
Одновременно, наплыв рабочей силы из стран Восточной Европы позволил снизить заработную плату и местным жителям - конкуренция в действии.
С другой стороны, не ехать на запад на таких циничных условиях восточноевропейцы не могут - разрушенная приватизацией и либерализацией экономика их родных стран не способна создать достаточное число рабочих мест. То есть выбор стоит не между высокой заработной платой и низкой, как казалось в 90-ые, а между низкой зарплатой и никакой.
Сырьевая экономика, которая стала решением для России - фактически единственный вариант поддерживать уровень жизни на нормальном уровне. Никакой инновационной экономики нет и быть не может - а те, кто про нее толкуют плохо учили политэкономию капитализма (в институте), и не слышали про такое понтяие как "падение нормы прибыли", отлично объясняющее почему модернизация производства не будет произведена без применения грубой политической силы. Я уж не говорю о том, что у нас в стране производство само по себе не является источником прибыли для владельцев средства производства - источником является кража денег, выделенных на модернизацию в том числе. Проводить модернизацию в таких условиях - самоубийственно с экономической точки зрения для собственника.
Но при чем же здесь милиция, спросите меня вы? А милиция здесь вот при чем. Дело в том, что в странах третьего мира полиция поимкой преступников не занимается. Она занимается охраной общественного порядка - расстрелом демонстраций, нападением на рабочих активистов, выселением людей, просрочивших платеж, из их домов; незаконным предпринимательством - от торговли наркотиками до рекета, а развлекается, стреляя по людям в супермаркетах и избивая задержанных для, допустим, проверки документов, молодых людей.
Поэтому я в целом поддерживаю предложение журналистов с "Эха Москвы" переименовать милицию в полицию - но не в метафизической надежде, что nomen est omen (полиция причем подразумевается европейско-североамериканская, никто не думает, что в Латинской Америке и Африке тоже полиция, и даже у Гитлера служили полицаи), а просто чтобы люди не забывали с кем имеют дело - к "милиции"(то есть народному ополчению) эти полицейские молодчики не имеют совершенно никакого отношения...

Политэкономия капитализма

Previous post Next post
Up