Прочёл тут посты
Якобинца и
Коммари о социализме и айфонах. Как ни странно, я согласен с обоими.
Якобинец пишет, что коммунистическая пропаганда должна стоять на твёрдом материалистическом фундаменте, не обращаться к идеалистическим конструктам, и желательно опираться на разумную и реалистичную "переходную программу". В этом он прав. Кстати, множество людей вокруг являются стихийными социалистами, которые не осознают себя таковыми в первую очередь потому, что никоим образом на ассоциируют и не желают ассоциировать себя с тем, что Якобинец назвал "этнографической солянкой".
Коммари в свою очередь пишет о том, что капитализм ведёт планету к экологическому и всякому другому краху, и что если смена строя наступит в результате этого, то падение уровня жизни окажется неизбежной частью процесса. Это мысль верная и даже отчасти банальная, однако кроме неё Коммари
затрагивает и другую тему.
не будет айфонов при социализме, вот в чем штука
потому что социализм не есть, конечно, строй сознтельной бедности (казарменный социализм бедных мы отвергаем), но это точно не общество, смыслом которого является создание все новых и новых потребностей.
Социализм определённо не общество, смыслом которого является создание всё новых и новых потребностей. Я полагаю, что социалистическим (даже в широком смысле) можно назвать только такое общество, в котором главной ценностью человека являются другие люди. На самом деле, я думаю, это так в любом обществе, просто в классовых обществах это здоровое стремление к другим людям подавляется и извращается, принимая уродливые и гротескные формы. То же престижное потребление, которое, как я понимаю, Коммари
имеет в виду под словом "айфон", восходит именно к нему.
Вероятно, более здоровое (то есть более солидарное) общество позволит людям стремиться друг к другу без таких сложных и невротических ритуалов, как престижное потребление. И вообще модель потребления (и материальных, и духовных продуктов) неизбежно изменится, станет более коллективистской и менее отчуждающей, чем нынешняя.
Однако, не могу не отметить, что критика общества потребления (так же как критика демократических протестов или современного искусства) всегда несколько двусмысленна. Общество потребления, как и капитализм вообще, надо преодолеть. Вырасти из него. Попытка же отменить или запретить ведёт нас в прошлое - к феодализму, духовности и прочим небуржуазным радостям. Поэтому я предлагаю подходить к вопросу с максимальной осторожностью. Когда кто-то начинает с неожиданной легкостью разделять чужие потребности на истинные и ложные, здесь как будто проступает первый знак Саудовской Аравии.
А рекламировать социализм с точки зрения того, что там не будет айфонов, дело, конечно, бесперспективное. Говорить следует о том, что там будет. О свободе, равенстве и солидарности.
И конкретных механизмах их обеспечения.