Наткнулся в интернете на любопытную
новость:
Немецкая католическая церковь будет отлучать из-за отказа платить церковный налог, сообщается в декрете, опубликованном на сайте конференции немецких епископов. В документе описаны санкции в отношении неплательщиков. В частности, они не смогут причаститься, пройти обряд миропомазания, исповедаться, а также стать крестным отцом или матерью и вступить в общественное церковное объединение.
О разрешении на венчание можно будет договориться со священником, если венчающиеся пообещают "хранить веру и воспитывать детей в католической вере". Кроме того, если человек вышел из института церкви и не проявил до смерти раскаяния, его родственникам может быть отказано в церковном погребении. В целом, это соответствует отлучению от церкви, хотя немецкие епископы и не используют этого слова в своем декрете, отмечает Die Welt.
Вспомнилась
статья о положении Католической Церкви в Польше, где упоминались в том числе и планы правительства ввести общественное финансирование Церкви
Правда, у польских министров не хватило смелости применить австро-немецкую модель, где верующие платят церковный налог в дополнение ко всем остальным. Вместо этого, они поступили, как в Испании и Италии: налогоплательщик при подаче декларации может попросить направить 0,3% от уже уплаченного им подоходного налога на нужды церкви.
Никакого особого финансового ущерба от реформы церковь понести не должна. Свои $30 млн. они получат, если церковный налог выберет хотя бы половина из тех 89% католиков, которые числятся как прихожане в списках католической церкви. А если выберут все записанные в католики, то денег вообще получится в два раз больше.
К тому же, Церковный фонд - это важный, но далеко не единственный канал государственного финансирования католической церкви. На него приходится примерно 20% от общего потока, а еще $120 млн ежегодно достаются священникам в виде дотаций на церковные вузы, зарплат капелланов, субсидий на реставрацию храмов и прочего.
Но несмотря на вроде бы реальную перспективу увеличить финансирование, руководство польской католической церкви отказалось доверять своей пастве и осудило реформу. Примас Польши, архиепископ Ковальчик назвал реформу популизмом и погоней за политической конъюнктурой. Правительство, по его словам, хочет решить проблемы бюджета за счет самых уязвимых - священников, снова устраивает гонения на верующих и вообще «опять наказывает церковь за все то хорошее, что она сделала для страны».
Я считаю, что церковный налог это наилучшая, самая демократическая, гуманистическая и материалистическая, реализация принципа отделения Церкви от государства в финансовой сфере.
Но интересна реакция священников. Видимо, польские ксендзы не питают никаких иллюзий относительно реального количества верующих среди своих прихожан, и понимают, что "поляк есть католик" только до тех пор, пока это не надо указывать в налоговой декларации. Да и немецкие епископы явно увидели угрозу в истинно духовных католиках, желающих исповедовать религию бесплатно:
Таким образом, немецкая католическая церковь ответила на прецедент, созданный в 2007 году профессором из Фрайбурга Хартмутом Цаппом. Он формально вышел из церкви, однако заявил, что по-прежнему чувствует себя членом католической общины. При этом он ссылался на законы Ватикана, согласно которым выход из церкви может быть обусловлен только чувствами верующего, а не юридическими бумагами. Ранее Ватикан поддерживал такую позицию: до тех пор, пока прихожанин не сообщил, что больше не считает себя верующим, он может рассчитывать на все церковные обряды.
Общественное развитие движется противоречиями. Я вижу в церковном налоге катализатор противоречия между собственно религиозным и экономическим смыслом организованной религии. Поэтому я полагаю его явлением прогрессивным. КМПКВ Русскую Православную Церковь тоже следует перевести на общественное финансирование.
Чаплин, кстати,
одобряет эту идею.