May 27, 2011 20:56
Иногда мне снится, что я лечу. Это всегда происходит по одному сценарию, я каким-то особым образом поворачиваюсь, делаю неуверенное движение - и взмываю в воздух. С одной и той же мыслью: "Я был прав! Не может быть такого, чтобы человек не мог летать - просто я не знал, как это делается! Теперь я и сам летать буду и других научу"...
Те же самые чувства я испытал, когда в 10-ом классе впервые увидел определённый интеграл. Оказывается, существует способ аналитически посчитать площадь криволинейной трапеции не размазывая по ней ртуть слоем фиксированной толщины.
В дальнейшем подобное ощущение осязаемого чуда посещало меня ещё не раз - практически при ознакомлении с любой наукой. Однако, поразмыслив над этим приятным чувством, я осознал его совсем не приятную причину. Причина в том, что общество, в котором я жил и живу, обладает эрудицией девятиклассника. То, что преподают в школе до 9 класса, можно смело повторять в любом "приличном обществе", не засмеют, а вот то, что после - только в одной категории разговоров с НЛО и снежными людьми. Или даже в категории рангом ниже - "какие-то абсурдные глупости".
Потому что обыватели ("приличные люди"), составляющие основу общества, руководствуются не научной методологией и даже не формальной логикой, но ассоциативным мышлением и common sense. То, что до 9 класса преподаётся, таким образом вполне постигаемо - сила Архимеда выталкивает из воды пробку, пчелки опыляют цветочки, подставив числа вместо значков можно решить квадратное уравнение.
А вот после 9-ого класса начинают преподавать то, что в эти рамки никак не укладывается - что у двух кареглазых людей может родиться голубоглазый , что на высоких скоростях замедляется время, что можно делить на ноль, извлекать корни из отрицательных чисел и пересекать параллельные прямые.
Во всё это "приличные люди" верить не хотят и не могут. Они и мысль о том, что Земля вращается вокруг Солнца усвоили только потому, что её активно вдалбливают в голову ещё дошкольникам. Преподавали бы это в 10-ом классе - и до сих пор бы об этом никто знать не знал.
Кстати, судя по реакции окружающих, читая на улице я оскорбляю общественную нравственность и вступаю с обществом в конфликт. Приподняв глаза от книги в любой момент пути я всегда вижу одно и то же - полные ужаса и отвращения глаза очередного прохожего. А иногда бывает ещё веселее - я надолго запомню девушку гопника (гопницу? гопушку? гопи?) которая у меня за спиной громко и раздражённо говорила своему спутнику "Это вот он книгу читает. Идёт и читает". От возмущения (а может быть от узости словарного запаса?) она не находила слов.
Я думаю, лет через 20, когда реформа образования принесет свои плоды, за чтение на улице будут сразу бить. Пока только осуждающе смотрят. И то хорошо.
P.S. Вот вам на засыпку задача по физике для 10-ого класса. Простенькая.
Навстречу друг другу движутся два объекта - один со скоростью c, другой со скоростью 0.5 с (c - скорость света, примерно 300 000 километров в секунду). С какой скоростью сближаются объекты?
Разжигание интеллектуальной розни