Бремен похож на растревоженный улей. сегодня в нём происходит одновременно два события, каждого из которых уже было бы достаточно, чтобы полностью отбить охоту высовывать нос в центр. первое - это игра местного ФК «Вердера» с украинским «Шахтёром». надо сказать, что бухие футболные фаны, горланящие трубными голосами нелепицы на немецком - явление для Бремена почти привычное. но я почему-то всё как-то не могу к нему привыкнуть. ибо горланят они оч. громко и оч. от души. но при этом оч. плохие голоса у них, очень. но горланят при этом оч. громко, опять же и очень искренне. но голоса таки оч. плохие, да.
Второе событие - из ряда вон - это конгресс немецких протестантов (русский перевод на ходу придумал), который проходит каждые два года в одном из городов Германии. последний раз в Бремене был, как мне сказали, 50 лет назад. по прогнозам, на него прибудет около 500 000 человек - то есть практически столько, сколько населения в Бремене. надо сказать, что пока я ехал на трамвае из университета домой у меня сложилось впечатление, что я уже увидел большую часть из этих пятиста тысяч. но, может быть я просто сужу предвзято?
Что интересного в этом всем для меня - так это вопрос, который возникает в моей башке от наблюдения этого мм..м действа. вот не пойму я зачем людям сбиваться в толпы по пятьсот тысяч человек? что это им даёт, какой профит? узнать и увидеть, как много нас «таких» - чтоб это как-то согрело душу, заслонило от космической пустоты и одиночества? а может быть, когда в одном месте собирается 500 тысяч человек и горланит в едином порыве какую-нибудь песенку славящую своего бога, то при этом рождается некто 500-тысяч-первый?
Самое замечательное - это конечно официальный постер с протестантской гулянки. текст в пузыре переводится как «Человек, где ты?» ей богу - это же готовая пародия на самое себя. мне сразу приходит на ум слова Чингиз Хана из эпиграфа к «Чапаеву и Пустоте», когда он обводит взглядом бескрайнее море людей, подчинённых своей воле и вопрошает сам себя: «где я в этой толпе?». какой смысл писать «Человек, где ты?» на рекламе события, на которое соберётся 500 000 людей, как-будто эти слова должны кого-то пробудить, заставить задуматься? идти на вечеринку из 500 тысяч человек - это не самый лучший способ, чтобы найти себя. но это лучший способ себя потерять.