В последнее время накопилось некоторое количество сериалов, о которых я еще не писала - пора исправляться :) Несмотря на то, что большинство из них - корейские, начну я все же с того, что долго откладывала и ждала выхода всех серий, а именно фантастического сериала The Orville, который среди треккеров принято или сильно ругать, или очень любить.
... А я вот где-то посередине.
Orville я специально решила смотреть после окончания второго сезона Дискавери, а не в онгоинге, чтобы постоянно их не сравнивать. Сравнивать их и правда сложно - они очень разные, хотя оба - это отражение какой-то из сторон того Star Trek, который я так люблю. И все же Орвилл - это не трек, он скорее его младший братик и wannabe, но не дотягивает. Потенциал, чтобы дотянуть, у него есть, но ему очень не хватает бюджета - не только на нормальные спецэффекты, но и на более качественные сценарии.
Итак, что же мне понравилось и не понравилось во втором сезоне?
Не понравилось, что так и не смогли отойти от дурацкого юмора, и он периодически не к месту возникает. Юмор я люблю, юмор научной фантастике только на пользу, иначе получаем Майкл Бернам. Но юмор должен быть боле тонкий, умный и... ну... смешной? Хотя бы просто смешной!
Еще не понравилось, что в Орвилле слишком много экранного времени уделено отношениям. И опять же - ничего не имею против развития отношений между персонажами и отражения разных сторон межчеловеческого общения - фантастике это НУЖНО. В Орвилле же в отношения порой скатываются в Санта-Барбару и съедают слишком много экранного времени, из-за чего порой просто скучно смотреть.
Визуально картинка тоже не очень нравится - сериал застыл где-то в начале 2000-х, сейчас так не снимают. Но, наверное, на это у них просто нет денег, так что тут придираться не буду.
Еще не понравились последние серии - линия с путешествием во времени была очень уж беспомощной и предсказуемой, я смотрела на промотке. Для завершения сезона - слабо!
А вот все остальное понравилось. Были очень хорошие серии и хорошие темы. Я люблю социальную фантастику, мне нравится, когда на примере каких-то инопланетян с накладками на лоб рассматриваются актуальные проблемы. Я люблю, когда фантастика вообще поднимает самые разные социальные и личностные вопросы, дает почву для размышлений и возможность думать - что правильно, а что не нет. Это возможно только в неоднозначных ситуациях, когда нет "плохих" и "хороших", когда ты пытаешься понять конфликт со всех сторон.
Очень понравилась история с крилльской женщиной-шпионом на борту - она крутая, и жаль, что потом ее больше не было. Красивое завершение арки Алары - вот так и надо выводить актеров, если они уходят из сериала. Ее замена тоже понравилась, причем даже больше самой Алары :)
Следующий сезон смотреть, конечно же, буду, но очень хочется, чтобы они проработали свои слабые места и стали нормальной такой социальной фантастикой.
А к слову о Star Trek: на днях вышел первый трейлер к сериалу о Пикарде, который так и называется - Star Trek: Picard. очень красиво, трогательно и необычно для сериала о будущем и космосе - потому что он не про будущее и не про космос. Зато он понятен всем, кто знает и любит ТНГ. У меня пока очень большой кредит доверия к этому сериалу, и я готова, что он будет не про Звездный Флот и даже не про привычный там Star Trek. Это я переживу. Мне хочется интроспекции в характеры и личности, психологической истории, раскрытия персонажей и мотиваций, надежды, глубины, которой не хватает Дискавери. Ну пожалуйте, можно это сделать?..
Click to view
Говоря об американских сериалах невозможно не упомянуть, что подошел к концу сериал эпохи - "Игра Престолов". Дальше спойлеры :)
Закончился он - и тут я согласна с большинством - плохо. Очень слабый сезон, несмотря на все вложенные усилия, и совсем никакая концовка. И не в том смысле, что мне не понравилось, как все получилось. Каждый из персонажных финалов я вполне себе допускаю, они все имеют смысл (наверное, даже Бран... Если хорошо обосновать...). Но такое ощущение, что Мартин сказал авторам сериала, чем все закончится, в самых общих чертах, а у них не хватило сил, времени и умений, чтобы завершить линии персонажей красиво и логично, вот и получилось, что все творят неведомую фигню, которая никак не объяснена и не в характере персонажей. И я не понимаю, почему на финал такого грандиозного проекта выделили всего 6 серий - ну очевидно же, что ничего за эти 6 серий не успели!
Что мне больше всего не понравилось? Наверное, основная претензия, что многие линии не раскрыли, забыли или не довели до логического завершения. Король ночи - кто он? Откуда? Что ему нужно? Я даже расстроилась, когда его победили, и не могла поверить, что это все. Но да. это все. Линия Брана с его магией трехглазого ворона - не раскрыта. Арья и безликие - не раскрыты. Азор Ахай и асшайские ведьмы - не раскрыты. Ну и т.д., и т.п.
Но не могу сказать, что мне ничего не понравилось. Да, сценарии слабые, но операторская и режиссерская работы отличные (хотя Битву за Винтерфелл рассматривала с лупой), картинка создала нужное настроение и эмоции, то есть в этом плане все сработало. Актеры тоже молодцы, все выдали все, что могли, исходя из прописанного им. Я хоть и не люблю персонаж Дейнерис, но Эмили Кларк сыграла очень четко и тонко, одно удовольствие было наблюдать за ней. Понравилась линия Ланнистеров и ее финал: я почти весь сериал болела за Серсею и Джейме, они, на мой взгляд, одни из самых крутых персонажей ever, и я очень опасалась, что все закончится пророчеством - Джейме убьет Серсею. Но то, что было показано, показалось мне самых лучшим завершением их линии, так красиво и нежно! И правильно. (Хотя в корейской дораме они бы в такой ситуации, конечно, выжили).
Ну и к слову о корейских дорамах :))
Хотя я смотрю в основном исторические, одна хорошая современная со мной все же случилась. "Белое рождество" - психологический триллер на 8 серий о школе для одаренных детей. Напряженная и сильная в психологическом плане дорама, где за эти 8 серий мы успевает возненавидеть и полюбить всех персонажей, понять их мотивации и примерить их на себя. Каждый характер - очень достоверен, и нет хороших и плохих - есть обычные люди со своими тараканами и особенностями, которые в каждый момент времени принимают решения. И не знают, будут ли эти решения правильными или нет, потому что в реальной жизни никто не скажет, какое же решение будет правильным :)
"Детям" в сериале - 18 лет. Тот возраст, когда это вроде уже совершеннолетний индивид, уже не пубертатный подросток, но опыт еще не пришел, как и уверенность в себе, понимания себя и других. Я думаю, каждый найдет свое отражение не в одном, а сразу в нескольких персонажей, потому что они меняются, поворачиваются к нам с разной стороны, вызывают самые разные чувства, но в итоге понимаешь - ты понятия не имеешь, как будешь вести себя в критической ситуации, какие твои стороны проснутся, и какая из внутренних мотиваций победит.
А еще дорама удивляет тем, что постоянно подкидывает новые темы и сюжетные повороты. Сначала думаешь, что это такой аналог "13 причин почему" и будет мусолиться тема доведения до самоубийства. А потом где-то на 3-4 серии этот вопрос закрывается и ты не понимаешь, а что же тогда дальше? Но дальше только хуже... Или лучше - если смотреть с сюжетной точки зрения.
Что мне нравится у корейцев - что они могут очень хорошо проработать персонажей и показать их мотивации и эмоции так, что не останется никаких вопросов. И даже если персонаж поступает неправильно, ты точно понимаешь, почему именно он именно так и поступает. И что по-другому он просто не может. Достоверные психологические портреты - как раз то, что я так люблю. Ты в них веришь и понимаешь, что это не супергерои из комиксов, а обычные люди - как ты и твои друзья. А мы, увы, не всегда идеальны, и это нормально.
А вот настоящим злодеем в этой дораме я бы назвала общество. Потому что азиатское общество, взрощенное на конфуцианских ценностях, ввергает меня в ужас. С чего начинается первая серия? Мы слышим голос директора этой закрытой школы, и ее речь целиком посвящена тому, что этих одаренной детей сюда отобрали, и, значит, они должны быть за это бесконечно благодарны, как будто им сделали великое одолжение, которому они теперь обязаны отрабатывать вечно. Они должны-должны-должны всем - стране, обществу, учителям, родителям. Они живут в чувстве долга, которое накладывается на все общество неподъемным грузом. Разве удивительно после этого, что у всех выросли тараканы размером со слона?..
Из исторических дорам я посмотрела две - "Скандал в Сонгюнгване" и "Ученый, гулящий по ночам". Первая - про девушку, которая прикидывается юношей, чтобы обучаться в конфуцианской академии Сонгюнгван, откуда выходят чиновники. Вторая - про вампиров, хорошего и плохого, и придворные интриги, в которые оба оказываются ввязаны. Обе дорамы очень симпатичные, во второй к тому же играет Ли Джун Ги в роли главного хорошего вампира, что опять же не может не радовать, да и вампирская тема давно любима среди меня. А в "Скандале" очень симпатичные второстепенные персонажи, ученики Сонгюнгвана. Тот случай, когда на друзей интереснее смотреть, чем на главного героя. Но обе не дотягивают до моих любимых "Алых сердец Корё" или "Любви короля". Хорошо, но какой-то составляющей успеха не хватает.
При всей моей любви к историческим дорамам я заметила, что почти во всех есть очень раздражающий компонент. А именно - главная героиня, которая в начале представляется нам как бодрая, активная и - обычно - веселая молодая девушка с собственной жизненной позицией, но стоит ей влюбиться или оказаться втянутой в интриги, как она превращается в квашню, которая только и делает, что страдает, попадает в неприятности и ноет. Причем чем больше она страдает, ноет и попадает в неприятности, тем активнее вокруг нее активируются юноши разной степени прекрасности. И даже главный герой, полюбивший ее именно в виде бодрой-активной, стелится к ее ножкам ковриком и спасает каждую серию по пять раз. В общем, типичная такая дева в беде, нежная, как фиалка. Из сериала в сериал!
При этом я не могу сказать, что корейцы не умеют писать женские персонажи. Еще как умеют! Обычно это всегда какая-нибудь умная и сильная второплановая героиня, которая умеет пользоваться мозгом и добиваться того, что ей надо. Обычно это или кисэн, или какая-нибудь богатая дама (как в "Мистере Саншайн"), или королева - кто-то, кому скорее всего тоже уготована тяжелая судьба, только она не ноет и сама себя спасает, пока главный герой занят фиалкой из абзаца выше. И этот женский персонаж - не обязательно отрицательный. Так, в "Ученом" это соратница главного вампира, которая ему помогает, зарабатывает деньги и вообще во всех смыслах молодец. И на которую главный герой даже не смотрит, а когда она пропадает, то даже не отправляется на поиски, потому что - ну, она как-нибудь сама справится.
И именно такие героини мне больше всего нравятся, именно с ними хочется себя ассоциировать, но почему-то у них все чаще всего заканчивается плохо - например, как у моей любимой кисэн в "Хон Гиль Доне", которая вообще была самым сильным и прописанным персонажем всей дорамы.
Я уже даже придумала у себя в голове дорамы, в которой главная героиня - кисэн (корейский аналог гейши или куртизанки). И ее не надо спасать каждые пять минут, и она не теряет все свои черты характера, стоит ей только влюбиться, а, наоборот, продолжает активно действовать. Пусть и не наравне с мужчиной - но своими методами добиваться того, что ей будет положено по сюжету. И помимо любви у нее тоже есть цели в жизни, она не пытается самоубиться от каждой мелочи и не жертвует собой там, где это не надо, а придумает план, как добиться желаемого. Но, по-моему, корейцы до такого еще не доросли :)