Размазанный по островам и берегам Большой Стокгольм хорош тем,
что в нем, куда ни приедешь, везде есть где погулять и что посмотреть. В Новосибирске трудно представить себе прогулку выходного дня с улицы Коммунистической до Северно-Чемского или Юго-западного жиллмассива, а здесь мы вполне себе съездили в субботу до Скарпнека, конечной станции одной из южнонаправленных веток метро, расположенной в центре одноименного района.
Деревенькой Скарпа (первое документированное упоминание 1318г.) владел с шестнадцатого века род Оксеншерна и название Скарпнек появилось, скорее всего, под влияниеим искаженного произношения местечка Шарфенек в Германии, где жила другая ветвь рода. В середине семнадцатого века Скарпу приобрела Мария София де ла Гарди, представительница одной из наиболее влиятельных в шведской истории и культуре графских семей, и построила там себе дворянскую усадьбу. Наследники и многочисленные перепокупатели неоднократно достраивали, сносили и перестраивали, потом, уже в середине девятнадцатого века немецкий пивовар Нюмеллер возвел современное здание. Дубовая аллея еще моложе.
Город купил усадьбу почти сто лет назад, сначала там был дом престарелых, а ныне - приют. При главном доме есть два флигеля с неоригинальными именами "Западный" и "Восточный", старинного вида погреб/ледник и деревянное кафе, закрытое на зиму.
Многочисленные хутора с хозпостройками, принадлежавшие когда-то усадьбе, в наши дни исчезли, или же стоят памятником в окружении городской застройки, или же, как, например, Бруторп оказались на территории природного резервата, управляются некоммерческим товариществом и привлекают на выходных отдыхающих местных жителей.
Чем привлекают? Вафельками и булочками, разумеется.
Домик на самом деле новый, старый сгорел в 70-е гг., восстановлен сидами добровольцев. На доске сообщение, что вся выручка идет на нужды местного общества спортивного ориентирования, и имена работющих сегодня волонтеров. Увы, несмотря на обещанную возможность заплатить картой терминал не работал, так что о качестве вафель и джема сказать не могу. Но место очень приятное и популярное.
Массовая застройка прилегающей местности началась в 1920-х гг.: сначала домиками, затем, в 50-е, таунхаусами, еще позднее, в 80-е, многоквартирными домами. Последние отличаются отностительно интересной архитектурой - с треугольными фронтонами, многочисленными внешними лестницами, асимметрично расположенными большими выступающими балконами, и даже получили в свое время престижную премию Каспера Салина. Кварталы и улицы носят названия, связанные с воздухоплаванием (Пилотская, Гондольная, Самолетная, Воздухоплавательная, Ветряная...), потому что с 40-х гг. и до застройки на их месте было поле клуба планеристов.
Вся городская жизнь проходит на главной улице, Скарпнекской аллее, и с нее мы и начали на самом деле прогулку. Туда выходит выходит метро, это одна из самых недавних станций, украшенная скульптурными скамьями из гранита. Большая часть часть зеленой ветки наземная, но Скарпнек и предшествующая Багармоссен расположены неожиданно глубоко под землей.
Главная церковь - не лютеранская, а одна из альтернативных протестантских, часть своего здания сдает фитнес-залу и большая его реклама висит на колокольне. В здоровом теле и все такое.
Дом культуры и библиотека с приветливым персоналом. На наш вопрос о туристических картах сокрушенно покачали головой, сказали, что многие хотят, но карт таких пока в природе не существует, увы. Распечатали из интернета и подробно рассказали, как дойти до Броторпа и бывшей усадьбы. При ДК есть фотокружок и как раз проходила выставка фотопортретов местных жителей.
На два обычных магазина крупных общенациональных сетей приходится три (только на главной улице!) магазинчика экзотических продуктов - вместе Ближний Восток, Магриб, Индия, ЮВА, Польша, Прибалтика; а также специализированный "русский" магазин прямо напротив метро. Несколько пиццерий, ремонтируемый тайский ресторан, сушечная, кондитерская. Среди разных магазинов выделяется трогательный букинист с афишей, предлагающей любителям книг поработать бесплатно, точнее - за кофе с бутербродами.
На одном из концов аллеи находится пилотская площадь, другим она выходит к огромному спортивному полю. Вообще, разных мест, где можно посидеть или погулять с детьми на свежем воздухе, много даже по шведским меркам.
Лет десять назад это был умеренно неблагополучный район, сейчас, похоже, он потихоньку джентрифицируется и квадратный метр в этих кирпичных домах тридцатилетней давности стоит уже около 4000 евро.
А еще я доверилась мартовскому солнышку, сережкам и подснежникам, гуляла без шали и немного простыла...