По участку Большая Куонамка было запланировано 18 маршрутов на 2 маршрутные пары. Часть из них планировалось многодневными, так как дальние углы от реки не доставались - рисовать маршруты более 40 км в условиях местных ландшафтов было бы слишком самонадеянно. Плановые петли были от 16 до 32 км, с учетом что в реальности всегда выходит больше.
Арсений за промывкой шлиха, р. Тылкача 1,5 км выше устья
Первые маршруты от лагеря - у нас с Андреем по ручью Тылкача и у Арсения с Марком по ручью Маристый вышли весьма неоднозначными - мы прошли 8 км с отбором по весьма приличной долине, взяли пробы, присмотрели место для выброски и с относительным комфортом и попутным сбором грибов в накомарник вернулись к лодке - 3 км по воде - тоже экономия времени и ног. Ребята же километра с третьего, когда приличная приустьеая часть долины ручья закончилась, рубились дальше по пояс в мужестве, прокладывая сете дорогу местами напролом через молодую поросль лиственницы и березки и вернулись на базу изрядно умотавшись.
Пёс Айхал прячется от комаров под лиственницей
На следующий день нас ждала «выкидушка» - трехдневный маршрут с туристическими палатками, спальниками и едой на 3 дня в рюкзаках. Поскольку работать так на геохимии невозможно (либо кпд будет 3%) выброска делится на подходы, маршруты и отходы. Первый день, забросившись на лодке в устье того же ручья Тылкача мы дружно протопали вверх по ручью (с отбором шлиховых проб в присмотренных вчера местах) километров восемь (8 прямых это не менее 10 по рельефу). Рюкзаки вышли относительно не тяжелымм, полагаю 15-18 кг, весов у нас не было. Поставили временный лагерь на развилке верховьев ручья Тылкача, откуда нужно было сходить ещё в 2 маршрута по 18-20 км. Ну как - лагерь, бросили пару двухместных туристических палаток и костер на берегу симпатичного плёса.
Лагерь на выкидыше в верховья р. Тылкача
Сбегали по-быстренькому отобрать ещё 2 шлиха пока не стемнело - сэкономили завтра часа полтора работы. Поужинали и отбились спать. Пёс тоже отбился от рук и пользуясь вечерним отставили комаров по холодку решил заночевать снаружи, но часа в три ночи приперся в палатку. Хотя он уже научился сворачиваться клубочком и прятать нос под заднюю лапу - хвост у него для накрытия носа не разворачивается, слишком он бубликом ;)
Маршруты на следующий день удалось так-себе - приличная долина ручья заканчивалась через пару км у обоих пар, начиналось непроходимая березка и ивняк, ещё километра через 3-4 превращавшаяся в настоящее верховое болото со сфагнумом вместо ягеля, черными плёсами стоячей воды и кочковатой трясиной. Из позитивного встретили в этом маршруте редкую ягоду княженику, которая никогда не растет целыми полями, как какая-нибудь легкомысленная морошка, а только один-два куста и несколько ягодок с необычным фруктовым вкусом. До плановых точек окончания отбора не дошел никто, (не хватило времени и по таким ландшафтным условиям не имело смысла - отложения потоков не водятся в болоте) но обе пары вернулись заполночь, развесили пробы (после маршрута - это святое, кое-как приучил - сначала - пробы, потом - жрать), перекусили и завались спать без объявления часа подъема - завтра программа максимум вернутся обратно к большой реке.
Кто рано встает - тот голубики в кашу соберет!
Но даже без подъема обычно долго не спится - часам к 9 выполз, разбуженный тревожным звуком мимопролетавшего вертолета - единственный раз за сезон. Сварганил завтрак, подтянулся Андрей со своим табачком и самокрутками (бросать курить в поле - плохая идея!). Студенты отсыпались до последнего, но безпощадное солнце постепенно выгнало и их из нейлоновых палаток. Последним выполз Марк ближе к 12, когда мы уже поели и собрали вещи. Не хотелось топать обратно по жаре, но пришлось, раз уж обещал никого не будить.
Марк наблюдает за отбором палеомагнитки и варит чай
Попутно на водоразделе сделали точку отбора палеомагнитки из почв для курсовой работы Арсения. С непривычки к данной методе это заняло у нас часа три с чаем и перекурами. Андрей так осмелел, гуляя третий раз по этой долине что отпросился пройти оставшиеся 4 км до реки в одиночку со сбором грибов. Что ж, все надо попробовать - отпустили, хотя я и не фанат нарушения ТБ. Дошел сам. И мы,пожарившись на водоразделе с отбором (жарило под 30) часам к 7 вечера вышли у лодке и вернулись в лагерь.
Подобная работа крайне не производительна - за 3 дня 2 пары отобрали 12 проб, хотя средняя производительность отбора без выкидушек выходила порядка 8 проб/пара/день. Расстояние между точками отбора порядка 1 км плюс подходы-отходы, так что 8 проб это 16 км хода минимум. Тут же два дня ходьбы туда-сюда, разве что дополнительно отобрали шлихи, чтобы не тратить время в маршруте. Но иначе без техники не достать дальняки. К своей брезентухе возвращались уже как домой и даже угрюмый Дмитрич не особо раздражал.
Возвращение из 3-х дневного маршрута
Не удержался от находки оленьих рогов даже рабочий 3го разряда Андрей - хотя зачем они ему объяснить не смог. Это какая-то оленья магия - все, кто находит рога не могут пройти мимо. Но собака их хотя бы грызёт, начиная с самых вкусных кончиков и чтобы не покупать их этой зимой в магазинах для животных я сделал запас.
Рабочий 3го разряда Андрей на обратном пути
Хорошо немного утомившись возвращаться в лагерь под вечер. Послетрехдневной выкидушки пришлось устроить камеральный день, он же парково-хозяйственный со строительством бани и апгрейдом сушилки.
В коллективе наметился межвидовой конфликт между Айхалом и Дмитричем. Ещё в день перед выездом с базы была замечена нехарактерная для Айхала агрессия в отношении нашего бравого лодочника (хотя тот как раз по рассказам сам собачник). Пёс вообще к людям относится добродушно но иногда облаивает пьяных (хотя к моему употреблению алкоголя относится снисходительно ;). Дмитрич не то чтобы выпивал - откровенно пьяным его не видел, но возможность имел (см. поездку в Жилинду за бензином) и относился скорее не к запойным, а тихим алкоголикам, для которых состояние легкого опьянения норма, а не исключение. Заметно менялось только его поведение, но вместо того, чтобы приструнить собаку командой «нельзя» он замахивался рукой или пытался пнуть ногой, но разница в ловкости не приводила его к успеху, а только больше раздражала Айхала.
Айхал на Большой Куонамке
Обычно я успевал вмешаться и взять собаку на поводок - приоритет в экспедиции все-таки у человека, даже если он не прав, но и с Дмитричем переговорил, хотя он божился что ни капли в рот и готов хоть сейчас на алкотестер. Но я как-то не поверил - есть много способов употребить алкоголь без явного внешнего запаха, а вот собаку не обманешь.
Впрочем, была ещё версия что Айхал реагирует так на запах бензина с маслом для 2х-тактных двигателей лодки и бензопилы - им лодочник тоже пропах насквозь. Однако реакция не была постоянной - большую часть времени все проходило мирно, а бензин был всегда. Так что я ставил на алкоголь, Дмитрича попросил вести себя корректно и угрозы в отношении собаки оставить при себе, потому что профессия лодочника тоже весьма небезопасна, вода холодная, тундра большая и несчастных случаев у нас в экспедиции пока не было, но кто его знает… но и собаку на лагере иногда приходилось привязывать во избежание, хотя он набегивался с нами в маршрутах достаточно, чтобы тоже с удовольствием валяться в палатке.
Полевая баня на Большой Куонамке
Баня на этот раз была построена на кубическом каркасе из оставшихся от шурфовочного профиля штаг, пары буров, каменки и канов для воды в 12 и 14 литров. Аллювий р. Большая Куонамка предоставлял идеальный материал для строительства каменки в баню: крупные плитчатые слабоокатанные светлые блоки доломитов для строительства каркаса и мелкая изометричная темная галька диабазов (извиняюсь, габбродолеритов) для заполнения и нагревания. Вышло хорошо!
Обычная картина - за столом все, кроме Дмитрича
В отсутствие хлеба популярностью пользовались лепешки из дрожжевого теста, но в маршрутный день с ними не заморочиться - много суеты. Пока печешь лепешки главное отгонять тех, кто пытается их съесть, пока готовы не все ;)) зато потом можно налить чайку, открыть вареную сгущёнку и неспешно наслаждаться моментом! Хорошо после бани, особенно первые пол-года как известно ;) во время передышки неплохо ещё найти время почистить и смазать ружье, хотя Ремингтон неприхотлив и работает даже после падения на песок, но не стоит этим злоупотреблять.
Автор и лепешки
Гиперстойкая наклейка на моей кружке со съезда географов в Сатино в 2016м - жива ещё несмотря на все поля, костры и посудомоечную машину дома. Из чего она сделана? "- А ты знаешь, что только раз в жизни выпадает влюбленным день, когда у них все получается? Ты прозевал свое счастье. Прощай, я тебе больше не буду помогать..." А она все еще напоминает мне об этом дне, хотя все уже давно перешло в состоянии "след от гвоздя был виден вчера..."
Памятная кружка
Вечерами - сеанс связи с базой. База хочет чтобы мы работали быстрее. Но на объясняет - как, потому что телепорт ещё не придумали. Средняя скорость геолога в маршруте - 2 км/ч, потому что это не только ходьба по пересеченной местности с рюкзаком, но и работа. Отбор проб, документация проб и условий отбора, наблюдения между точками, поиск места для отбора, ориентирование на местности, выбор оптимального маршрута, описание коренных обнажений, ежели такие найдутся. Неплохо ещё успеть пообедать и выпить чайку - редкий маршрут длится менее 12 часов, а бывает и 14-16, но в сутках их всего 24. При этом надо бы ещё спать, есть, просушить хотя бы портянки, привести в порядок карту, дневник и этикетки, на лагере напилить дров в конце концов… поэтому как ни крути - иногда приходится устраивать передышку. Даже палатка наша судя по виду немного приуныла.
Выражение лица нашей палатки ;(
Чтобы потом с новыми силами подобраться к самому краю листа карты…