Точка наблюдения №778. Приключения рачков.

Nov 06, 2023 00:21


    Итак, маршруты по участку Хара-Мас в пешей доступности от устья ручья были отработаны, дальше нас послать было некуда так наш лист заканчивался - мы работали у северо-восточной кромки, поэтому перед возвращением на базу получили ещё одно задание на отбор контрольных проб: «Ну вам же все-равно по пути». Контрольная проба отбираются в том же месте, где уже была взята проба другим геологом для проверки сходимости результатов. Иногда для выяснения обиралась ли проба вообще.

Нам, конечно, было по пути - но отбор пары проб это лишние три часа, как ни крути - пристать к берегу, переодеться из речного в маршрутное (на воде не жарко), пройти вверх по руслу ручья 1-2 км, отобрать и задокументировать пробы (а в устьях как раз ещё и коренные обнажения, которые нельзя игнорировать), вернутся, переодеться и упаковаться в лодку. Так что во избежание новых руководящих указаний спутниковый телефон накануне отъезда мы передали соседнему отряду, стоящему километров на 10 ниже нас по реке.

Посмотрели на их настоящего лодочника, который в свободное от маршрутов время заготавливает дрова, ловит рыбу, готовит еду (не только для себя), вздохнули и отправились в а базу. С попутным отбором контрольных проб, конечно. Нам же не сложно. Кто-то же должен… затыкать прорехи в планировании. Потому что отбором контроля планово занимается главный геолог/начальник партии обычно. 3-5% проб дают достаточную статистику.



Банный день по приезду - в термосе, увы, только чай...



Но пора было уже передохнуть и почистить перышки. Благо на базе есть настоящая баня. Кроме того, развесить на просушку и обработать просохшие пробы. Привести в порядок карту, дневники и этикетки. А главное - как следует спланировать следующий участок работ!

К нашему зам начальнику нужно меня было два ключевых вопроса: палатки и перчатки. Отбор проб по потокам рассеяния и шлихов - дело весьма мокрое, а вода в регионах распространения вечной мерзлоты почему-то холодная. Для отбора донной пробы частенько приходится запускать в нее руки по локоть, а иногда, если не халявить, и по плечо. Потом мокрая ситовка - от 10 до 30 минут в зависимости от материала, нужно отмыть фракцию -1мм.

Мытье шлиха может занимать 30-60 минут возни с лотком в холодной проточной воде. Для всех этих видов работ существуют общеизвестные СИЗ - обрезиненые перчатки по локоть. Я встречал их в любой затрапезной организации.. но толко не здесь. "Начальство бы сунуть в эту глину и воду, подержать бы денек в раскисшей дыре" (с) Здесь же пределом роскоши оказались хб/бу с пупырышками одна пара на сезон… Зам начальника пытался рассказать как он делает сухую щитовку не замочив рук... но показать отказался.

Мы на этом выезде также проверили полученные носимые рации - удобная штука в маршрутах, но, выданные приборы добивали еле-еле на километр. Мы проверили их в идеальных условиях на галечной речной косе отмеряя расстояние по GPS. "Они работают на 5 км!" - возмутился начальник на базе, - «Вы что мне не верите??!» Я как- то больше верю своим наблюдениям.



Сушка проб у камералки

Палаток же, как я и говорил, на складе было полно. Придирчиво перебрав имеющийся в наличии брезент собрали из двух одну. С разделкой и оттяжками, светящимися скатами, но без явных дыр. Дело встало за печкой, которую взялся сварганить нам из бочки рабочий 3го разряда Андрей - когда-то в юности он отучился в ПТУ на сварщика. Так что из бочки и петель от старого патронного ящика вышла неплохая но очень дымная печка из-за дыр в месте сварки на присоединении дверцы к торцу печки. Андрей грешил на тонкий металл и мокрые электроды но мы и тому были рады - у нас есть печка! Удалось даже подобрать к ней трубу, хотя разделку пришлось перешить на чукотский манер со стенки на скат. Плюс пару метров полиэтилена на тент - и наш дом готов! На базе мы использовали палатку как передвижной летний кинотеатр, собираясь там вечерами с плюшками и ноутбуком. Пес тоже заценил :)



Наш новый дом - и никакой ипотеки!

Пришлось освоить дрожжевое тесто так как хлеба не было. В чате до отъезда обсуждалась закупка хлебпечки (кстати, разумное решение). Никто не подумал наладить поставки из Саскылаха с катерами Алмазов Анабара (они доставляли регулярно, вопрос договоренности). К концу сезона этот вопрос решили таки, но пока были дрожжи и мука. Немного интернета, немного практики и первые лепешки были готовы! (Дальше дошло дело даже до пирожков, так что новый полевой навык обретен!)



Лепешки из дрожжевого теста

На базе Эбелях, отмывшись, постиравшись и просушившись за пару маршрутных недель мы воспользовались передышкой для камеральных работ. Отмокнув в бане и отъевшись немного мы приступили к планированию следующего участка. Самым сложным в этом процессе было узнать где он окажется на этот раз…



Планирование сети маршрутов в АркГИС. Работа в жилом вагоне на 8 человек.

Нужно было также зачать карту фактов по пройденным и набросать планы и бегунки по планируемым маршрутам. Благо проектная карта была таки создана в ветхозаветном ArcView - но это все же уже цифровые данные, которые можно почти без танцев с бубном импортировать в ArcMap и работать дальше по-человечески. С картой фактов было проще - скинули треки с gps, импортировали в гис-проект, обрезали лишнее, посчитали статистику - заодно и студент Арсений попрактиковался, за буровика Марка я ответственености не чувствовал, у них своя программа, а защита полевых на кафедре неизбежна, так что новый навык освоить полезно.



Командирский балок начальника партии и его зама, используемый как камералка в их отсутсвие.

С планируемым участком было сложнее - пойдите туда, не знаю куда не работает в качестве нормального ТЗ но все же нам удалось сузить предполагаемый район работ до верховьев р. Большая Куонамка.

Большая и малая Куонамки, сливаясь в экстазе в районе 71й параллели, дают начало великой русской реке Анабар. Вот один из этих истоков со всеми его притоками до третьего порядка нам и нужно было отработать. Участок вышел зело велик поэтому для планирования работ пришлось разбить его на два - условные «верховья» (до настоящих верховьев Большой Куонамки оттуда ещё 150 км на запад и немного на север через весь Анабарскмй щит, просто там уже заканчивался наш лист и «низовья» от устья р. Старая до слияния с Малой Куонамкой.

В низовьях - скальные обрывы, каньонообразные русла и приличная на вид проходимость, в верховьях - заболоченный водораздел, заросшие ивняком и полярной березкой долины ручьев и несколько кимберлитовых трубок. Порядок отработки диктует логистика и география - начинать надо с дальняка. На оба участка в гисах были отрисованы обзорные карты по участкам, составлена разбивка по маршрутам, отдельные карты по каждому маршруту на формат А4 - так называемые «бегунки».

Наш участок упирался на этот раз в южный обрез листа и через изрядное верховое болото должен был стыковаться с маршрутами «лесной» партии. Но чтобы их сомкнуть требовалось провести пару «выкидных» маршрутов - на несколько дней от лагеря. Это вполне сответствовало моему желанию посмотреть территорию листа как можно шире.



Камералка и эбеляхские дачки

Чтобы увеличить эффективность пробоотбора предложил зам нач партии прикомандировать к нам ещё одного геолога и выдать ему лодочника в качестве рабочего - производительность можно было поднять на треть, создав третью маршрутную пару при минимальных затратах, но… эффект был получен странный - на следующее утро зам начальника собрал в вездеход троих своих геологов (себя, сыночка и его подругу) и наскоро попрощавшись отбыл «на неделю другую» срочно отбирать пробы офицерским составом не слезая  с вездехода. Три геолога (зам нач партии, нач отряда и геолог II кат) без рабочих составляли по сути один отряд, хотя и высокомобильный за счет вездехода. Но трое работали за одного, а могли бы - наоборот :)

Правда в нашей партии вместо привычных всем гусеничных ГТТ или МТЛБ вездеходами назывались мелкие колесные убыточные изделия китежградского завода маготехники системы «Лесник» и «Шатун» на шинах низкого давления, с грузоподъемностью до 500 кг, ВАЗовской коробкой передач, УАЗовскими мостами и китайскими дизелями. Как часто ломались эти Франкенштейны в условиях реального заполярья можете себе представить. Один лишь список крупных поломок для предоставления производителю включал 15 пунктов. А так как они были разных моделей собрать из двух один рабочий не представлялось возможным.

На базе также грустил Каракат - легкий как-бы-тоже мотовездеход, но он сломался ещё до нашего приезда после пары ходок к реке за водой… да, воду на базу мы тоже ввозили в канистрах, потому что насос тоже сломался… Сломались и два электрогенератора (разных систем чтобы их нельзя было починить взаимным заменой деталей…) но я отвлекся!



Банка варенья и корзина печенья

После скоропостижного отбытия во внеплановый маршрут всего начальства за старших на базе осталось начальники отрядов. Собственно на третий день выехать были готовы и мы, но нужно было дождаться лодку, которая ушла в Жилинду за бензином. Жилинда это не ругательство, а название поселка в 120 км выше по р. Малая Куонамка.

Экономика похода за бензином была примерно такая: 180 л потрачено 400 л приобретено. Потому что рассчитать расход бензина заранее и завезти по зимнику запас - это моветон. Про то что лодочные моторы у нас тоже были трех разных систем - водометный, на воздушной подушке и обычный винт - стоит ли упоминать? И, конечно же, лодки были бензиновыми, а вездеходы - дизельными чтобы точно ничего на перепутать.

От увлекательной экскурсии в пос. Жилинда в качестве аттракциона я отказался, но попросил поехавшего туда нач соседнего отряда привезти нам бочку варенья и ящик печенья, так как подобной роскоши на нашем складе не водилось, снабдив его ценными указаниями и расходной суммой денег. Коробка печенья «Ювелирное» (закос под Юбилейное?) и пять пачек джема выручали нас почти до конца сезона!

Пока на базе не было народу там появился кое-какой интернет, но пришлось установить график чтобы никто не выкачивал бездумно весь трафик - ибо иначе с утра у командирского балка появлялись технозомби с телефонами и никакая работа не могла начаться пока интернет не закончится... Также удалось на принтере, списанном даже из ИМГРЭ распечатать наши карты. Ура, мы готовы идти в маршрут! Дождавшись пока гонцы из Жилинды вернутся, отоспятся после почти суток водного пути и переждав первый день дождя мы таки отправились в путь, проведя таким образом на базе целых 5 дней, вместо расчетных трёх.

Анабар, работа, Якутия, Геология

Previous post Next post
Up