Книги: февраль-март

Mar 11, 2018 14:36

Опять запоздала с этим постом на сутки. Думала вообще прекратить эту рубрику, но несколько человек очень кстати сказали, что любят читать мои отзывы (спасибо вам, дорогие), так что продолжаем разговор. Итак, за месяц прочитано:

Елена Михалкова, “Золушка и дракон”, “Котов обижать не рекомендуется”, “Комната старинных ключей”, “Водоворот чужих желаний”, “Восемь бусин на тонкой ниточке“. Все в одном пункте, потому что, во-первых, читалось “запоем”, когда сил хватало только на развлекательное чтение, а во-вторых, все эти книги похожи друг на друга, как карты в колоде - в каждой обязательно есть молодая одинокая девушка, страдающая от нелюбви родителей или мужчины, которая в конце с кем-нибудь целуется. В первый раз это было интересно, во второй - забавно, к пятому уже утомило. В остальном - легкие детективные сюжеты, почти всегда завязанные на артефактах из прошлого; однако, в отличие от более поздних романов писательницы, события почти всегда имеют логическое обоснование, а развязка не слишком сильно зависит от чудесных совпадений. Немного особняком в этом ряду стоит “Котов обижать не рекомендуется” с подробными описаниями совместной кошачье-хозяйской жизни - вот что ни говори, а все же про котов у Елены Ивановны выходит куда душевнее, чем про людей.

Алексей Островский, “Снегурочка”. Строго говоря, пьесу я перечитывала, впечатлившись одноименным балетом Ростовского государственного музыкального театра, и, как часто бывает, восприняла ее совсем иначе, чем в юности. Под маской “лубочной” фольклорной истории скрывается целая драма - драма девушки, которая не смогла вписаться в прокрустово ложе “женского предназначения”. Шестнадцатилетняя девушка внезапно становится всем обязана просто за то, что она девушка: приемным родителям-маргиналам хочется выгодно продать (увы, без кавычек, потому что продать - в самом буквальном смысле) ее замуж, царю (он же верховный жрец) и этого недостаточно: согласно его религии, ее нужно заставить испытывать при этом “правильные” чувства, ну а любящий жених использует девушку для восстановления собственного социального статуса, потерянного исключительно по его же вине. Чувства, мысли, слова и даже мольбы самой Снегурочки отбрасываются героями как не заслуживающие внимания, и даже ее смерть (!) - повод объявить, мол, неправильная была баба, так что померла - и поделом ей, давайте дальше праздновать. Тут, конечно, можно возразить, что я слишком уж занята поиском глубокого смысла в забавной сказке, но... Нельзя забывать, что ее автор - тот самый Островский, написавший “Грозу” и “Бесприданницу”, так что вряд ли это просто совпадение.

Лиана Мориарти, “Большая маленькая ложь”. Энциклопедия семейного насилия, оторваться от которой невозможно. Читала и плакала, но отложить книгу была не в силах. Напряжение нагнетается, закручивается, сгущается, и вдруг одним махом пружина распрямляется, и роман получает эффектную, справедливую и, что немаловажно, логичную развязку. Никаких потерянных сюжетных линий - все аккуратно переплетено и уложено в ткань повествования. В общем, отличная книга, но читать надо с осторожностью - много, очень много потенциальных триггеров... Особенно когда начинаешь сравнивать австралийскую и российскую действительность.

Надежда Дурова, “Кавалерист-девица”. По-моему, самая феминистичная книга, которую я читала. Дневниковые записи легендарной Надежды Дуровой, первой женщины-офицера в российской армии, литературно переработанные, но отлично отражающие дух времени и настроения в среде военнослужащих начала девятнадцатого века. Мысль, до сих пор меня не отпускающая: невозможно представить, насколько закабаленной была жизнь женщины того времени - а Надежда Дурова еще относилась к привилегированному сословию, - если военная служба с ее круглосуточным подчинением уставу и командирам оказалась в сравнении с ней разгулом свободы - и это впечатление девушка отмечает не в юношеском пылу, а по прошествии нескольких лет своего офицерства! Кроме всего прочего, записки “кавалерист-девицы” - интересное историческое свидетельство, во многом развенчивающее мифы про “хруст французской булки”, воспетые еще Толстым в “Войне и мире”. Однозначно рекомендовала бы к прочтению.

Мысли, Книги

Previous post Next post
Up