Судьба одной бочки

Apr 30, 2014 08:17

Сегодня в стране официальный День пожарной охраны. Даже юбилей - 365-я годовщина с момента чего-то там. Всё никак не запомню, откуда конкретно корни у 30-го апреля. Обойдусь без поздравлений, потому что единства по дате в пожарной охране (от рядовых до начальников) до сих пор нет. Старые тушилы-ветераны (независимо от должности) продолжают отмечать профессиональный праздник 17-го апреля, который когда-то назывался Днём советской пожарной охраны. В ближайшие к этой дате выходные обычно организуется неформальная часть: собрания старых бойцов, как один похожие на день встречи выпускников, шашлыки на чьей-то даче, и вот это вот всё. А на 30-е число назначаются официальные мероприятия: выставки пожтехники, торжественная присяга новобранцев, экскурсии в ПЧ, случаются даже парады. И самое главное - детишки из окрестных дворов и школ получают возможность полазить по большим красным машинкам, сфотографироваться на память в кабине боевого "Урала" или люльке высотного подъёмника.

Мне в эти подробности вдаваться незачем, поэтому расскажу и покажу историю одной пожарной машины. Не пройду, таксскать, мимо даты.

Это самый обычный ЗиЛ-131, выпущенный на Украине в 1993 году. Модель АЦ-40 (131) 137А - до сих пор одна из наиболее распространенных на пространстве бывшего СССР. И в Самарской области таких дежурят еще десятки.



Службу он начинал еще в единой государственной пожарной охране при МВД РФ. Где конкретно - сказать трудно, но в 2011 году охранял от огня Обшаровку, крупное село в Приволжском районе. Вскоре в тамошнюю ПЧ пригнали новую автоцистерну и ЗиЛ переехал в село Спасское, в пожарную часть, которая входит в тот же отряд. Село маленькое, большая ПЧ там ни к чему, но оно вплотную примыкает к райцентру Приволжье, где наоборот - своего пожарно-спасательного подразделения нет, поэтому вся служба спасских спасателей фактически заточена на охрану соседнего населенного пункта.

Там, в Спасском, я и застал эту машину в 2012 году. Пришла она не для службы (у них тоже есть новенький шеститонный "Урал"), а на временное хранение. Тут её было где спрятать от посторонних глаз, в Обшаровке же при ПЧ нет отдельного хоздвора и аборигены вовсю гуляли вокруг ЗиЛа, прицеливаясь к нему любопытными взглядами. Пожарку опечатали (потому что в кабине, в пожарных отсеках и под капотом есть много чего, что плохо лежит) и активно пытались продать всем желающим. Тот год как раз пришелся на пик создания в удалённых ебенях Самарской области добровольных пожарных команд, и многие селяне активно искали по сходной цене старенькую пожарку, подходящую для ДПК.



Но покупатель похоже так и не нашелся. Машину оставили на балансе областной противопожарной службы и весной 2013 года она очутилась в Тольятти. Там на базе давно заброшенной объектовой ПЧ (верой и правдой охраняла когда-то разрушенный ныне завод "Фосфор") только-только открыли новую областную часть для прикрытия сёл Ставропольского района. Им как раз не хватало одной цистерны для того, чтобы поставить её в резерв, на случай поломки одного из основных автомобилей. Вот тот же ЗиЛ, но уже на тольяттинской земле:



За 20 лет машинка, понятное дело, поистрепалась. Насос включался через раз, бочка дала неслабую течь, а надстройка и пеналы для рукавов (длинные такие на крыше) сильно прогнили. А вот родное шасси ЗиЛа оказалось еще крепким, поэтому решили сэкономить деньги налогоплательщиков и сделать старичку капитальный ремонт.

Сейчас древняя пожарка выглядит так. Да, это реально одна и та же машина:



В принципе пожарные могли бы и своими руками откапиталить этот подгон от коллег из Спасского. Не обязательно сотрудники конкретно ПЧ-146, но в Самаре например есть специальный пожарно-технический центр, который вполне себе лепит из старых армейских авторазливочных станций пожарные машины для сельской местности. Но систему конкурсов на государственную денежку никто не отменял, поэтому старый ЗиЛ уехал к победителю - аж под Уфу. Так что помотало цистерну не только по Самарской области.



Башкирская контора, которая зарабатывает на подобных капитальных ремонтах, особым качеством не славится. Однако, учитывая цены на новую пожарную технику, подрядчик за эти 700-800 тысяч рублей склеил относительно годный агрегат. Главное, вся надстройка (закабинная конструкция) как и пожарно-техническая начинка - полностью новые. Старыми остались только шасси, кабина и двигатель. Оценивать общее качество капитального ремонта я в честь праздника не буду, но пожарные на то и пожарные, чтобы в свободное от происшествий время обработать изделие напильником. Собсна, этим занимаются в каждой части, какой бы продуманной и современной не была новая техника. Хобби у них такое.

Осталось только добавить, что при грамотной эксплуатации прослужит этот ЗиЛ не меньше пяти-шести лет. А там как пойдёт.



Такая машинка.

огнеупорцы, зилговновозил, вкус праздника, приволжье, с голубым огоньком, спасское, большие красные машинки, обшаровка

Previous post Next post
Up