Символ целины. Поднятой и не очень

Feb 08, 2016 10:01

Ни с чем другим, кроме целины и целинников, трактор ДТ-54 у меня не ассоциируется. Образ, понятно, навеян многочисленными фильмами про 50-е и 60-е, и кадрами советской хроники. Вообще, просмотр тех кинолент не очень свойственен моему поколению, но мне они почему-то нравятся. Иван Бровкин и вот это вот всё. Да и глядел их еще в школе, параллельно с мультиками, когда кнопок на телевизоре было уже не две, а четыре. Покойная бабушка вспоминала, что - да, всё было так, как показывают на экране. Жили весело и духоподъёмно (прастити за слово), а эмоции и энтузиазм реально доминировали над материально-бытовыми тяготами и лишениями. Просто, видимо, дело было молодое, оттого и.



Конечно, трактор этот легендарен не только целиной и подъемом сельского хозяйства.



И не массовостью выпуска. Миллионный тираж, сошедший в течение 30 лет с конвейера сразу трех союзных танковых тракторных заводов, уходит на второй план перед другим обстоятельством.



"Дэтэшка" дала путевку в жизнь большой серии моделей и модификаций самого разного назначения.



Правнуки и праправнуки ДТ-54 производятся по сей день, пусть и не настолько промышленными объемами.



Всякие международные корпорации, давно и плотно нагнувшие отечественный рынок тракторов, так и не смогли окончательно убить спрос на ДТ.



Да и сама родительская модель не стёрта из памяти: несколько десятков штук ДТ-54 и его последующих модернизаций в виде, например, Т-74, продолжают выситься на постаментах даже в крайне глухих дырах бывшего СССР. Где-то радуют глаз в аутентичном виде, а где-то гниют и постепенно грабятся.



Чем, к слову, хороши массовые празднества юбилеев Победы? Да хотя бы тем, что раз в пятилетку многие из этих техномонументов на какое-то время возвращаются из категории разбитых призраков и приводятся в порядок. Автоистория страны только выигрывает. Да, не без "перегибов на местах", но выигрывает.



Моделька тоже комплектуется пластиковым пьедесталом, как бы с намёком на музейно-выставочный экземпляр:



Заслужен ДТ-54 также тем, что стал первым советским дизельным трактором, запущенным в массовое производство.



Шаг от дорогого керосина в сторону экономичного дизтоплива был особенно важен для небогатой и поднимающейся с колен (снова прастити) страны, сильно подрастерявшей в годы Великой Отечественной.



Труженики республики Бангладеш, изготовившие масштабную копию "дэтэшки", в образ попали удачно. В деталях поделка отличается от натурных образцов, как и сами натурные образцы отличаются друг от друга. Иными словами, неясно, кто добавил больше колхоза - азиатские фабриканты модельке, либо механизаторы и музейщики настоящим машинам, которые в том или ином виде сохранились до нашего времени.



Несомненный косяк сборщиков - криво установленные фары - внезапно попал в кон, хоть такого и не планировалось. На реальных тракторах фары тоже смотрели в разные стороны. Обычно одна - в полевую даль, другая - "под ноги". Чтобы уложиться в бюджет, фары на масштабной копии не из прозрачного пластика, а тупо покрашены серебрянкой.



Но с легким сердцем прощаю юго-восточным бракоделам их неаккуратность и скупердяйство в обмен на тонко прорисованную эмблему Алтайского тракторного завода. Ибо замену фар осилю точно, а вот шильдик "АТЗ" уже вряд ли.



Гусеничики хоть и дерьмовые по качеству, но подвижные - по дивану миниатюрный трактор покатать можно. Задний механизм для навесного оборудования тож проработан:



Из "донышка" всё же попытались сделать что-то адекватное:



Дедушка и внук советского дизельного тракторостроения:



Промежуточное звено - сына - запиливал отдельно.



Прилагаемый набор архивных иллюстраций. Вот первые серийники ДТ-54 на конвейере Сталинградского тракторного:



Источник: неизвестная частная коллекция / Hachette Collections.

Наладка и доводка первого промышленного образца ДТ-54. "Первый", "без остановки", "впервые", "новый" - было тогда чем ребятам гордиться:



Источник: неизвестная частная коллекция / Hachette Collections.

Площадка готовой продукции АТЗ и линия отгрузки потребителям:



Источник: РИА Новости / Hachette Collections.

Первая колонна алтайских ДТ-54 отправляется покорять целину:



Источник: ТАСС / Hachette Collections.

Полив сельхозугодий с помощью дождевальной установки:



Источник: РИА Новости / Hachette Collections.



Источник: РИА Новости / Hachette Collections.

Взбодрённая Ваней Бровкиным энтузиазмом трактористка одной из МТС на целине:



Источник: РИА Новости / Hachette Collections.

К вопросу о спорном желтом цвете. Рассказывают, что в поздний период выпуска ДТ-54 таковые машины встречались. Редко, но тем не менее.



Что до музейно-выставочных экземпляров, то знаю сразу два в желтом кузове, из них один даже видел живьём, своими глазами.



Такая вот легендарная тень отечественной отрасли тракторостроения. И в масштабе, и в жизни.


гусеничка, масштабно, дэтэ, высушить и в музей, усср

Previous post Next post
Up