Висит за мной два должочка перед хорошими людьми по заданной теме. Первый аж с октября прошлого года, а второй - февральский. Вот последний и буду сейчас отдавать.
В рамках целого Союза машина ни разу не уникальная. Такие пожарные "Захары" ПМЗ-27 в свое время толпами служили даже в самых гнилых и удаленных дырах бескрайней страны. Затем так же массово отправлены под списание и заменены более современной на тот момент техникой - пожарными вездеходами на шасси ЗИЛ-131 и не только. Но "Захарки" оказались настолько крепкими, ремонтопригодными и неприхотливыми в эксплуатации, что большие посоны из пожарной охраны СССР выпустили на их счет отдельное спецуказание и разослали на места. Если вкратце, смысл его был в том, чтобы профессиональные пожчасти передали отслужившую технику в сельские ебеня добровольным пожарным дружинам.
И вот кое-где в России - единичными экземплярами - такие ПМЗ-27 дослужили аж до конца 2000-х. Впрочем - не в Самарской области, как я твердо считал до недавнего времени. Так что машина не просто ветеранистая и заслуженная, а еще и натуральное ископаемое по нынешним временам.
Ездили как-то мои кореша, пытливые краеведы во главе с
pro_derek, на побывку в одно небольшое село в пригороде Жигулевска. Что-то типа прогулки выходного дня для заебавшегося горожанина: и косточки размять, и набрать в легкие экологически чистого навозного воздуха вместо отравы из труб здешних химзаводов. Наварили оттуда кучу фотографий, на одной из которых и увидел этот ЗИЛ-157, притулившийся в углу машинно-тракторной станции. Взял на заметку, а спустя какое-то время снарядил экспедицию.
Признаться, наличию там ПМЗ-27 был удивлен дважды. Во-первых, однажды наводил справки по области - где теоретически могли сохраниться пожарные динозавры хоть в каком-то состоянии (на живые надежд не было). Чуть-чуть наколок мне дали, но "Захаров" в том коротком списке не оказалось.
Во-вторых, далеко не в каждом селе такого масштаба (на территории Самарской области) есть хотя бы простецкий пожарный пруд, не говоря уж о добровольной команде. Тут же команда есть, и даже полноценная - со спецавтомобилем на базе ЗИЛ-131 и пожарно-техническим инструментом. В свое время я этих товарищей плотненько окучил. И вот внезапно выясняется, что кроме штатной ДПК в деревне обитает еще одна единица пожтехники, да какая.
Главное разочарование экспедиции - на момент приезда пожарный "Захар" был не на ходу. Причем обломался я очень обидно: машина встала всего за месяц до визита и, судя по озвученным неисправностям, сильно надолго. Но местные механики обнадежили: "Старичка списывать не собираемся, в хозяйстве он еще понадобится, к теплому сезону обязательно починим".
На том обломы не закончились. По современным меркам изначальный заводской объем цистерны для воды у ПМЗ-27 - маловат (применительно к сельской местности). Оттого селяне взяли и выпилили родную бочку вместе с боковыми отсеками, а на ее место воткнули самодельную и на порядок более вместительную конструкцию. Зато задний кусок исторической надстройки, как и насос, сохранили в аутентичном виде.
Машина сошла с конвейера в промежутке 1960-1962 (спасибо тебе, Игорь, что помог определить вилку!) и уже благополучно перешагнула за полтинник, до которого 98 % представителей этой пожмодели - не дожили, и не дожили очень задолго. Точнее определить год выпуска трудно. Удалось отыскать лишь заводскую (не пожарную) табличку, прикрученную еще на заводе им. Лихачева. По невыясненным причинам "зиловцы" в советское время не указывали на шильдике год выпуска: только модель, номер шасси и номер двигателя.
Кабина боевого расчета с комфортом образца 60-х:
И мягкий диванчик в кабине водителя:
История более чем 50-летней службы этого конкретного "Захарки" незамысловатая. В начале 60-х, с завода, попал в одну из военных частей Куйбышевской области. Верой и правдой защищал от огня воинское имущество в течение примерно двух десятилетий. Исторически носил чисто красный костюм, а в 1976-77 получил привычную нам и сегодня цвето-графическую схему (уже фактически утраченную): белые передние двери, белые полосы. Из армии списан в начале 80-х и безвозмездно передан в пользование по пожарному назначению машинно-тракторной станции при местном совхозе.
Любопытно, что в этом уголке Ставропольского района сельское хозяйство не загнулось. Не, сам совхоз давно накрылся, но пришлые и предприимчивые бизнесмены уже в новейшие годы сколотили на осколках бывшего хозяйства частный агрохолдинг, который работает в селе и сегодня. В какой-то период ПМЗ-27 перестал быть пожарной машиной, его приспособили под откачку и перевозку патоки, а затем и всякого сопутствующего говна. Потом старикан вновь встал на защиту от огненной стихии частных сельхозугодий.
Дальнейшие перспективы ЗИЛ-157 неясны. В смысле, непонятно, в каком качестве он продолжит службу после ремонта. Но как бы там оно не сложилось, важно, что раритетная пожарка еще поживет какое-то время.
На моей же полке стоит масшабная копия ПМЗ-27. Когда-то, со второй половины 70-х и до конца 2000-х, найденный под Жигулевском сельский динозавр выглядел аналогично, хотя, конечно же, и не так свежо.
Такой "Захарка".
Первый псто из этой серии про раритетный пожарный ГАЗ-63 лежит
тут.
Второй псто о самой высотной и самой тяжелой пожарке Самарской области -
тут.
Третий псто об артиллерийском гусеничном тягаче на пожарной службе -
тут.