Пожарный "захарка" - вопреки традициям известного костромского производителя - свалился на полки модельных магазинов не как снег на голову. В листе ожидания новинок моделька появилась еще в конце минувшего лета. За два месяца до официального старта продаж Кострома слила в открытый доступ годные фотографии предсерийных образцов, а за неделю - объявила цену, развела модель ПМЗ-27 на четыре цвето-графические схемы и открыла возможность забронировать понравившийся вариант. В отличие от выхода на рынок некоторых других пожарок под брендом костромской конторы, на этот раз никакого кота в мешке: каждый самостоятельно мог оценить копийность модели по фотографиям и вдумчиво решить - готов ли он отдать за кетайское изделие запрошенный ценник.
Еще один плюс в карму костромских - на этот раз хорошая в целом моделька не стала дефицитом и все еще доступна для покупки по рекомендованной цене. Если сей факт не случайность, а результат грамотной маркетинговой политики, и их действительно перестало колбасить с тиражами знаковых ходовых моделек, то - рад за посонов, хоть на чуточку, но они повзрослели в глазах многих собирателей. Не прошло и пятилетки.
Для истории пожарной охраны СССР модель ПМЗ-27 и ее дальнейшие модификации - легендарны без каких-либо оговорок. Для меня лично и моих ровесников из числа коллег-собирателей - вряд ли. Машина безусловно знаковая, но мы на дорогах страны видели уже прямых наследников пожарного "захарки" - автоцистерны с индексом 137 и 137А на шасси ЗИЛ-131. А между тем многое, за что пожарные так полюбили технику прилукского завода, впервые было испытано и одобрено к серийному производству именно в конструкции ПМЗ-27 на платформе ЗИЛ-157.
Любопытно, что сам завод противопожарного оборудования в Прилуках новую модель - наоборот, не полюбил. И на протяжении длительного времени (не один год) продолжал клепать на шасси ЗИС-151 морально и технически устаревшую пожарную надстройку ПМЗ-13. Несмотря на то, что и вся документация по ПМЗ-27 была готова, и опытные образцы успешно прошли испытания.
Понятно, что высшим чинам из Москвы ничего не стоило надавить на внезапно несговорчивое прилукское руководство, но и у пожарного ведомства были претензии к новой машине - не очень принципиальные, по мелочам, но целый список. Ну и пока трехсторонняя комиссия долго и нудно утрясала внутри себя каждый пункт из того перечня, завод пользовался ситуацией, не желая менять привычный режим работы и оснастку главного конвейера.
Как у нас водится, в спорах об этих мелочах утонули и некоторые прорывные для того времени вещи. Есть в ПМЗ-27 такая конструкция с названием "газоструйный вакуумный аппарат". И вот в 1955 году, когда вовсю шла работа над первыми опытными экземплярами новой модели, включение того агрегата планировали сделать дистанционным. Да не просто, а с помощью пневматики. "Пневматика в 1955-м? - удивляется в одной их своих книг по-настоящему вменяемый и адекватный историк отечественной пожтехники Александр Карпов. - Довольно смело!" От себя бы добавил, что это еще мягко сказано.
Впрочем, в серию советская пневматика образца середины 50-х так и не пошла. На деле она оказалась бессмысленной и беспощадной, а завод напрямую отказался осваивать ПМЗ-27 с такими неожиданными приблудами. Так примерно и завернули: мол, не, мы это не осилим, потому что дальнейшая эксплуатация на местах, в удаленных от завода городах Союза, может быть чревата. Обосновали - согласно книге Карпова - тем, что пневматика однозначно повлияет на герметичность тормозной системы, а следовательно и на безопасность движения.
Три предыдущих абзаца этого пста крайне наглядно иллюстрирует карикатура, опубликованная на страницах журнала "Пожарное дело" от 1957 года:
И тем не менее, вопреки тернистому пути к нитке конвейера, уже через год, в 1958-м, ПМЗ-27 на шасси ЗИЛ-157 таки была принята в серийное производство. Пришлось, правда, дохрена чего упростить в изначальной задумке конструкторов, да в первые три-четыре года выпуск новой пожарной машины нельзя было назвать массовым. Только после окончательного ухода в историю ЗИС-151 свежая пожарка ПМЗ-27 и ее модификации на долгие годы станут базовой автопродукцией прилукского завода ППО.
Спустя десятилетия, за все препоны, сквозь которые прорвался пожарный "захарка", он будет щедро вознагражден с исторической точки зрения. В годы повсеместного списания ПМЗ-27 и ПМЗ-27А им была уготована замечательная судьба. Не свалка и не сталеплавильный комбинат, а сельские добровольные пожарные дружины. Существовало отдельное спецуказание "сверху" - безвозмездно передавать "захаров" из профессиональных пожарных частей на руки селянам и посильно помогать с ремонтом. Костяк всех машин, массово вставших на защиту деревни, благополучно продержался еще доброе десятилетие после фактического ухода на пенсию, машины спасли не одну человеческую жизнь, имущество. Кое-где, единичными призраками далекого прошлого, они продолжают трудиться и в наши дни.
Живьем ПМЗ-27 (а если точнее, то более позднюю ПМЗ-27А с лафетным стволом) я видел всего дважды. Первый раз - в Ульяновске, на постаменте возле местного управления МЧС России. А затем - кто бы мог подумать - в каких-то 35 километрах от своего города, как раз на службе сельских добровольцев. И было это буквально в сентябре 2014 года. Раз уж теперь на мою полочку встала масштабная копия легендарного советского пожарного вездехода, то не поленюсь запилить и отдельный пост про найденный оригинал - внезапно сохранившаяся под боком живая ПМЗ-27А достойна отдельных слов, потому что имеет заслуженную биографию.
Собственно, оттого и купил модельку с белыми полосами, хотя согласен, что исторически верный вариант был тот, что полностью красный. Но зачем, если видел ее лишь на современных музейных фотографиях и черно-белых архивных снимках? Мне как раз ближе вот такая, бело-полосатая. Тем более, что в 1976-77 гг. абсолютно все ПМЗ-27 и сопутствующие модификации, стоявшие в боевых расчетах на территории огромного Союза, были перекрашены согласно новому ГОСТу - по схеме, привычной нам и сейчас.
О качестве модели могу рассказать только в разрезе пожарной надстройки. На базе 157-го Кострома выпускает уже не первую модельку, копийность кабины их прочтения "захара" обсуждалась неоднократно и на модельных форумах, и в тематической ЖЖ-песочнице. Ну а по-прежнему жутчайше исполненная защита фар головного света режет глаз любому, включая тех, кто далек от автоистории и никогда в жизни не видел оригинальный ЗИЛ-157 / 157К.
Надстройка получилась нормальная и достаточно копийная. ПМЗ-27 узнается в модельке на раз. После того, как костромские выложили на публику фотографии предсерийных образцов масштабной копии, то моментально получили в свой адрес ушат помоев. А я так и не понял за что. Обвинить меня в пристрастии к костромским бракоделам трудно. Неоднократно, открыто, заслужено и по делу обкладывал херами ряд их изделий, но в случае с ПМЗ-27 серьезных косяков кетайско-костромские умельцы не допустили.
Что там им предъявляли-то? Слишком высокое расположение пеналов под рукава? Да не, регулярно встречаются архивные фотографии таких прототипов. Тем более, что завод если не каждый год, то пару раз в пятилетку менял комплектацию ПМЗ-27 по мелочам. То есть машина - допустим - 1959 года легко могла отличаться обвесом и расположением отдельных элементов пожарно-технического вооружения от экземпляра 1963 года.
Мало того, что искомые пеналы установлены слишком высоко, так еще и параллельно горизонту, хотя должны быть наклонены вниз к заднему свесу? Ну как... Есть ракурсы, на которых наклона действительно не видно, но если смотреть строго сбоку и глазами, а не, то наклон имеется. И примерно под нужным углом.
Расположение пеногенераторов не соответствует жизни? Тоже не так. Пеногенраторы это вообще такая штука, которую в каждой пожарной части перекладывают "под себя": где-то ближе к кабине, где-то в центр между пеналами, кто-то укладывает на правую сторону, кто-то на левую, а видел и фотоснимки, где их вообще свешивали с борта ПМЗ-27А на специальном крюке, который цепляли за поручень, прикрученный вдоль крыши надстройки. Нередко те же пеногенераторы прямо на заводском конвейере тупо загружали в кабину боевого расчета: мол, зачем пежить мозги, если пожарные все равно переделают по-своему. Потому что хобби у пожарных такое.
Всё выше сказанное абсолютно справедливо и для расположения лестниц (а их там целых три вида). Повторюсь, что пожарку на базе 157-го живьем видел только два раза, а вот ее прямых наследников - АЦ-40 (131) 137 и 137А - сфотографировал несколько десятков. На большинстве пожтехвооружение сверху бочки уложено плюс-минус одинаково, но встречались и экземпляры с нестандартной укладкой тех же трёхколенок, в том числе и поверх пеналов. Случалось ли аналогичное во времена засилья ПМЗ-27? Просто уверен, что да.
О чем еще был спич на форумах? А, насос, мол, не похож на штатный заводской. Ну хз. Я например сквозь это маленькое окошечко сзади не в силах разглядеть, насколько насос соответстует реальности. Лупы в доме нет, оттого даже если костромские накосячили с этой деталькой, то меня она никак не парит. Насос - есть, он проработан, прокрашен и масштабу соответствует.
По центру надстройки, под трёхколенку кетайцы прикрепили запасное колесо. За богатым детализованным обвесом его замечаешь не сразу, а когда присматриваешься - да, сделано аккуратно и доставляет.
О донышке ничего по существу сказать не готов, ибо не силён:
К машинке приложили пакетик с госномерами-самоклейками.
Вешать не стал, есть другие планы по ГРЗ, но кому образ ПМЗ-27 кажется незаконченным без черных советских табличек, тот вполне может их приклеить.
Традиционные костромские бокс, подставка и упаковка:
Отец и сын вездеходной линейки легендарного московского автозавода:
Сын и внук:
Отец, сын и святой дух внук на общей семейной фотографии:
Тоже родственники:
Короче, вполне вменяемый пожарный "захар" получился. Исторический образ передает, копийность пожарной надстройки - торт. Портят картину лишь старые, известные, многократно обмусоленные коллегами-собирателями технологические недостатки кабины ЗИЛ-157.