Икарус, объединивший континенты

Nov 09, 2014 17:48

Как-то так сложилось, что главное автобусное ностальжи в сердцах большинства занимает ЛиАЗ-677 (М). Но может ли он похвастаться такой географией распространения, какая есть у Икаруса? Автобусы из Венгрии экспортировались в 14 стран Африки, в Южную Америку (Чили и Эквадор), Кубу (а там еще и собирались на местном шасси). Спецмодификации 200-й серии небольшими партиями поставлялись даже в США и Канаду (хотя казалось бы). Не было их, наверное, только в Антарктиде, потому что за Австралию лично я не уверен. То есть фактически Ikarus объединил не только нации, страны и народы, но и большинство континентов на планете. Куда уж глобальнее, а? Разве что в космос его не запустили, но не сомневаюсь, протяни Союз еще пару десятилетий и всё бы случилось.



Кого с кем только эта машина не объединяла.





Как бы еще венгерские инженеры бок о бок пересеклись с простым советским солдатом, если бы не Икарус. Во второй половине 90-х, сидя в библиотеке, прочитал в журнале "За рулем" историю-прелесть о том, что Икарусы для Европы выпускались квалифицированными белоручками на линии в Секешфехерваре, а машины для Советского Союза собирала в Матиашфельде бесплатная рабочая сила в лице военнослужащих из Западной группы войск.



И как контролеры головного завода волосы на голове рвали от того качества, с которым матиашфельдовские автобусы поступали на площадку готовой продукции. Если гайка "А" не садилась на шуруп "Б", то её по традиции забивали кувалдой, а с производства регулярно и мифическим (каким же еще) образом исчезали ящики с разной мелочевкой и комплектующими. Тот журнальный текст за давностью лет помню весьма тезисно, поэтому трудно сказать - долго ли Икарусы собирались советскими солдатами, как делился объем производства между разными заводами и все ли автобусы для СССР собирались не на головном конвейере.



Как не вспомнить и еще целый ряд отечественных заводов, которых объединила между собой марка "Ikarus". И если СВАРЗ (например) был специализированным транспортным предприятием, то сотрудники крупного тольяттинского химзавода собирали Икарусы отвертками из машинокомплектов, и делали это параллельно с производством аммиака вплоть до 2001 года.



Автобус, собранный силами тольяттинского химзавода.

Всех этих милых людей - венгерских инженеров, советских солдат, московских ремонтников, химиков из Тольятти - венгерская легенда связала с нами, пассажирами. Мы хоть и жили друг от друга в тысячах километрах, но каждое утро ездили на работу и в школу в том числе и на этих желтых автобусах. И оттого у многих наверняка найдется пара личных историй, где фигурирует Икарус.



Мое самое яркое воспоминание из детского сада - о том, как нас всей группой возили в наш сельский театр юного зрителя. До него мы впрочем так и не доехали, потому что внезапно™ начали блевать полным составом - то ли траванувшись детсадовским завтраком, то ли выхлопными газами, часть которых попадала в салон (этим славятся все старые Икарусы). Как бы то ни было, но запах отработанной соляры и рисунок резинового покрытия пола Икаруса запомнил с тех пор на всю жизнь.



Помню, как возвращаясь с массового спортивного мероприятия, мы, малолетние раздолбаи, курили в широкую форточку венгерской машины, а один раз я даже заночевал в Икарусе. Это был списанный прицеп от Ik-280, стоявший в качестве сарая на даче одноклассника, где наша компания счастливо отметила сдачу каких-то экзаменов.



Мою школу, которой уже не существует, Икарус прославил и чуть позже: гопники из параллельного класса тупо угнали этот автобус, оставленный на обочине, пока его водитель мирно обедал у себя дома. В силу возраста парни отделались лишь учетом в милиции, а их родители, понятно, неслабым штрафом. Но зато наше богоугодное образовательное учреждение прославилось на всю область и номер школы гремел по округе еще с полгода после событий.



Уже в относительно взрослом возрасте я и с девушками знакомился в переполненном Икарусе. А дубак? Кто не помнит тот дубак, стоявший зимой в салонах городских Икарусов? В общем, есть о чем поностальгировать в связи с этой легендарной машиной - наобъединяла она действительно всех со всеми.



Признаюсь честно, на этом я бы сию малосвязную простынь и закончил. Потому что про модельку от Классикбаса рассказывать хочется меньше, чем о прототипе. На прилавках она появилась давно и сразу не понравилась. Пожалуй, впервые в жизни надеялся, что тираж в 1000 экземпляров разберут быстрее, чем кончится моя сила воли. Но их почему-то не раскупали и не раскупали.



Спустя время, новых поводов разжиться этим Икарусом так и не появилось, готов уж был поставить памятник собственной сдержанности. И в этот момент известный магазин поставил на витрину вариант модельки "со следами эксплуатации". И если в оригинальном виде кетайская поделка никак не зацепила, то фоточки "со следами" вполне вдохновили. Ну и в итоге не выдержал. Там еще было такое манящее примечание: мол, товар, который вы получите, соответствует представленным фотографиям. А на них мне конкретно понравилось как обгадили заднюю и переднюю части автобуса. Именно такими помню Икарусы в реальной жизни:





Надо ли говорить о том, что приехавшая моделька весьма условно соответствовала фото с магазинной витрины? То есть ко всем минусам оригинальной модели Классикбаса добавился еще один. Гадили мой экземпляр явно наспех и конвейерно.

Единственное, что по-настоящему вставило - резиновые брызговики за колесами.



Мало того, что они сами по себе сделаны неплохо, но еще и обгажены вполне жизненно. А в противовес им - задние колеса, которые не крутятся. Не, я всё понимаю: тут вот коллеги-собиратели периодически утверждают, что для модельки, стоящей на полочке, этого и не требуется. Но. Вот держу я здоровенную тяжелую прямоугольную металлическую болванку. И если нет возможности покатать её по столу вдоль клавиатуры, то лично мне трудно отделаться от ощущения, что в руках не масштабная копия, а натуральный утюг или обыкновенный кирпич. Для модельки миниатюрного "Москвича" или 21-й "Волги" крутящиеся колеса и правда необязательны, но для автобуса размером с буханку хлеба - явный перебор и сильно смазанное удовольствие от приобретения.



Внезапно синий двигатель:



Целиком донышко выглядит как-то вот так. И, кстати, именно оно - на мой вкус - удалось кетайским фабрикантам и специалисту по обгадингу лучше прочего:



Наиболее характерные элементы обгадинга кузова:









Вместе с моделькой мастер угваздал и подиум. Не, нуачо, заодно уж, чтоб два раза не вставать:



Прозрачный колпак тоже обгажен так, будто модельку из кетая тащили по земле волоком:



Точно так же, как обгадинг приближает модельку к жизни, отсутствие маршрутных табличек и госномеров отдаляют её от реальности. И острейше не хватает эмблемы АТП под стеклом по левую от водителя руку.



Разве что цвет. Вот тут кетайцы, запряжённые Классикбасом, реально попали в яблочко. В отличие от костромских бракоделов под брендом "Советский автобус". А еще салон - он есть и вполне себе проработан близко к оригиналу, но из-за обгадинга я так и не смог подобраться к нему с фотоаппаратом.

Стоит ли овчинка тех денег, которые за неё просят? Лично для меня - нет. Даже несмотря на то, что на прототип изделие вполне похоже.

Такой Икарус.

бас, хунгари, ik, масштабно

Previous post Next post
Up