Медицинский ЗиЛ-118КА - это такая очень странная машина в истории отечественного автопрома, а благодаря ряду обстоятельств - еще и полумифическая.
Вроде бы неотложка, пусть и сильно специализированная, но количество реально отработанных экстренных ситуаций её бригада, думаю, могла бы легко посчитать по пальцам рук. Это за долгие-то годы службы таких фургонов.
Москвичи - опять же вроде бы - и видели на столичных улицах 118КА, привлекавшую внимание суровым дизайном и необычным видом, а твёрдо машина никому особо не запомнилась и массово не примелькалась.
Всё с той же приставкой "вроде бы" этот скоропомощный ЗиЛ можно считать символом эпохи. Но, правда, той её части, которая почти никак не касалась жизни и быта простого советского инженера или слесаря. Потому что эпоха пышных похорон (и предшествующее ей десятилетие) хоть и была одна на всех, а приметы того времени, как и символы, партийному бонзе и рядовому сантехнику полагались каждому свои. Кому-то вот ЗиЛ-118КА прилетел в этом качестве.
Помимо прочего кремлевская неотложка - вполне себе автомобиль-киногерой (кстати, первый на моей полочке), ставший для многих известным после телевизионного сериала "ТАСС уполномочен заявить". И снова вроде бы. Потому что из 12 полновесных часов классического уже фильма кадры со скорой помощью 118КА занимают в совокупности не более 20 секунд.
Перечислять факты (местами туманные) из жизни этой партийной неотложки можно долго, мифов она наплодила весьма и весьма, а закончить полагается тем обстоятельством, что наши доморощенные автоисторики до сих пор не могут определиться - сколько же всего экземпляров медицинского ЗиЛ-118КА было построено. Кто-то умудрился насчитать аж шесть штук, а Шелепенков пишет, что всё-таки два.
Такой разброс по числу реально выпущенных машин объясняется, как мне кажется, довольно просто. В этих наших интернетах полно фотографий (и цветных, и черно-белых), где 118КА представлен в нескольких ливреях и обвешан разными госномерами. Но достоверно известно, что от момента выхода с заводского стапеля (в данном случае - не конвейера) такие неотложные фургоны многократно передавались из одного высокопоставленного ведомства в другое. Этим, видимо, и объясняются разногласия.
Вот, например, на следующих снимках один и тот же автомобиль имеет различные детали спецокраски:
Источник
avto-cccp.ru © Александр Сенцов, ИТАР-ТАСС. Скан из партворка "АНС", выпуск № 49.
Питерцы же руками кетайских товарищей выпустили масшабную копию кремлевской неотложки в том виде, в каком она предстала зрителям "ТАСС уполномочен..." Там, как прекрасно видно, и ливрея отличается от архивных снимков выше, и госномера. Но Дип-Моделс бьет себя пяткой в грудь: мол, прежде, чем запилить модельку, они внимательно изучили матчасть и машина из "ТАССа.." (а следовательно и её копия в масштабе 1:43) - тот же самый кузов что и на скане из "АНС" (97-00 МОЦ). Только более позднего периода и слегка перекрашенный.
Благодаря коллеге
fedel_63 мы знаем, что в известном шпионском киносериале снималась машинка, переданная уже в Главный клинический госпиталь МВД СССР. По сценарию она везет в реанимационное отделение Николая Воронина героя Бориса Клюева, заглотившего капсулу с йадом.
Неотложка в окружении спецкортежа въезжает в ворота НИИ скорой помощи имени Склифосовского.
Крупным планом таблички этого учреждения кадры с участием ЗиЛ-118КА и обрываются.
Click to view
Как-то вот так должно быть выглядел двор приемного покоя столичного НИИ после того, как Николая Петровича героя Бориса Владимировича выгрузили в реанимационную палату:
Как верно заметил один коллега по увлечению, тоже втаривший себе на полку эту масшабную копию - Дип как Дип. Все характерные черты этого производителя на месте. Аккуратно, но из смолы. Плотно детализированно, но кое-где криво воткнуто.
Ну и с линейкой Дипа мне чота совсем не везет. В один из прошлых разов
тоже достался не лучший экземпляр: отвалившиеся табличка "госномера" и накладные декоративные молдинги + изломанная антенна + некачественная сборка с браком. Сейчас же - кроме ожидаемо изогнутой антенны - кривой проблесковый маячок, а еще и правое зеркало заднего вида приехало отдельно от кузова.
Соглашусь с тем же коллегой-собирателем и в другом: души в модельке и правда нет. Лично для меня её вытаскивают мощный исторический + кинематографический бэкграунд и тот факт, что медицинский транспорт - моя тема, которая занимает самую парадную линейку на полочке. Оттого и взял.
Донышко пустовато, но со смолой так всегда бывает:
"Запчасти" на фото выше приложил не для масштаба. Тремя саморезами-тридцатками (!) DIP Models пришпилил модельку конской цены к пластиковому подиуму. Пиздец какой-то. Приготовил было миниатюрную отверточку, а на деле оказалось, что головки надо отвинчивать нормальной такой суровой крестовухой. И вот эти люди занимают жирное место в высшей ценовой категории масшабных копий промышленного производства. Даже бракоделы из Start Scale Models крепят свои поделки к подставке аккуратными, тоненькими черными винтиками (не саморезами блять!). В результате имеем в днище три дыры "такого размера, что их ебать можно"™.
А ведь как хвалились сами и были досмерти захвалены собирателями, когда начали выпускать машинки, закрепленные к подиуму без винтов и саморезов, не нарушая целостность дна. Сколько моделей с таким креплением успели выпустить? Что случилось на этот раз, а? Разочарован.
ЗиЛ-118КА от 2014 года выпущен лимитированным тиражом в 720 экземпляров. Было это еще в конце июля. Но судя по тому, что спустя три месяца купить модельку по госцене не составляет никакого труда, рарирета из неё не вышло. Очевидно, что и цена кусачая, и собирателей медицинского спецтранспорта среди нас немного, и выпускал уже однажды Дип аналогичную кремлевскую скорую помощь, но в слегка другой цвето-графической схеме.
Бонусом можно сравнить дешевую масштабную версию автобуса ЗиЛ-118К "Юность" из журнальной серии с дорогим вариантом неотложки на той же базе. С колёсами и дисками угадали оба, остальное видно невооруженным глазом.
Ну и журнальные автобусы в паре. Итого, вместе с двумя же неотложками, мою полку занимают четыре "Юности". И у каждой из них своя история жизни и смерти.
Такая карета.