Вялая навигация

Aug 15, 2014 08:50

Кроме военного "Грачонка", пойманного во время рыбалки (попутной с затяжным корпоративом) на полуострове Копылово, был в тот день и еще флот. Но мало. Но был. Несмотря на то, что провели мы там весь световой день и свернулись вместе с закатом, ловилось напротив поселка Федоровка весьма тухло. И это в самый разгар навигации. Виной всему, конечно же, исторические проблемы в районе Горьковского гидроузла, выше по Волге, которые в текущем сезоне еще больше усугубило внезапное и небывалое маловодье. А сейчас, в августе, крупный флот и вовсе не может пройти с серьезной загрузкой по главному водному пути "север - юг".



Пересохнет ли через пару лет Волга-мать, как об этом массово, расталкивая друг друга жопами, орут СМИ? Никогда, и это однозначно, как бы не кликали. Однако низкий трафик транзитного флота все-таки тревожит. Это реально бросается в глаза.

Следом за военно-морским караваном из предыдущего пста вниз спустился "Космонавт Гагарин", переименованный еще в 1961 году, сразу после известных апрельских событий. Идет рейсом Нижний - Самара - Нижний и через пять часов причалит к речному вокзалу столицы нашего региона.



Теплоход самарцам знакомый, еще совсем недавно значительная часть его круизов выполнялась именно из этого города, но в текущем году - нет. Хотя за всю навигацию трехпалубник так или иначе побывает в Самаре в общей сложности семь-восемь раз.



Нормальный такой, крепкий середнячок: турист на его борту найдет к чему придраться, но судно ни разу не лоу-кост, своих денег стоит. Внешне отличаемой фишкой "Гагарина" являются выкрашенные зачем-то серебрянкой фальштрубы.



Прибежали животные:



"Урал-16" с порожней наливной приставкой. Нефтефлот, по ощущениям, занимает больше половины всего средневолжского трафика. На фоне нынешней вялой навигации этот факт заметен сильнее обычного.



Сам толкач крупнее:



Ушел, по-моему, в Сызрань.



Прогулочным рейсом из Самары поднялась "чартерная" Москва-219. Здесь, на подходе к Тольятти (а формально вообще у городского берега) речные трамвайчики крайне редкие гости, поэтому картина реально необычная. Выход в Жигулевское море им заказан, а вот подняться в бьеф между нижними и верхними шлюзами, к берегу поселка Шлюзовой - почему бы и нет? Так что "москвухи" здесь - бывают, как бы с этим не спорили отдельные упоротые "речные волки". Надо, ребята, колоться героином, раз иначе не получается раздвинуть шаблоны в своей голове.



Она реально пошла в средний бьеф и - внимание - вышла за границы Саратовского водохранилища.



За ней на самом малом снова прошел нефтефлот, Окский-22. И он - очень любопытная поделка. Бывшее сухогрузное судно-площадка. Вся серия строилась для работы на малых реках России, где глубины не позволяют проходить теплоходам с большой (даже по речным меркам) осадкой. Этот вот конкретный исторически трудился на Оке, таскал песок и щебень для нужд народного хозяйства Союза. К концу же 90-х грузопоток на Волге впал в тихое уныние и многие Окские друг за другом встали к берегу. Перспектива им светила одна - в Череповец, на разделку к причалам завода "Северсталь". И так удачно нашлись люди, которые заказали судостроителям проект переоборудования старых Окских в более востребованный профиль - речные танкеры.



Серая громадина, надстроенная на бывшей грузовой площадке, и есть результат модернизации, состоявшейся в 2001-2002. Правда, как это у нас случается, главная конструктивная проблема Окских никуда не исчезла, еще больше усугубилась, а к ней добавилась и вторая.

Как видно на фото, судно фактически не имеет бортов. Потому что на малых реках, где тишь да гладь, это вполне безопасно. Но все нефтеналивные маршруты проходят отнюдь не по малым рекам (за исключением, навскидку, Белой), а по каскаду водохранилищ с реальными морскими участками. Старые новые танкеры типа "Окский" - в связи с исторической безбортовой конструкцией - имеют серьезные ограничения по волне, поэтому их проход через вдхр как ни у кого другого из грузовых судов зависит от прогноза погоды, полученного у диспетчера. По идее - надобно переждать, а если ненастье внезапно застало посреди морского участка - спрятаться в одном из убежищ, какие отмечены на всех лоциях.

В прошлую навигацию дважды видел один и тот же "Окский" на Жигулевском море в, как мне казалось, недетский шторм. И если в первом случае высота волны была еще туда-сюда, на грани, то во втором случае - сто процентов. Но таковы, к сожалению, сегодня издержки грузового коммерческого судоходства.

Вторая проблема, которая добавилась после переделки сухогруза в танкер - ограниченная видимость судоводителя. Бак из низкой рубки абсолютно не видно и каждое прохождение шлюза - испытание судоводительского опыта. Особенно если диспетчер пускает в камеру сразу несколько плавсредств.



Навернув круг (судя по прошедшему времени) по судоходному каналу, плавкабак "Москва-219" спустился через 24-ю камеру шлюза - обратно, в Самару.



Шлюзовалась "москвуха" вместе с тольяттинским толкачем Шлюзовой-97. Ну тот самый, с крутой "кепочкой". Побежал за песком / щебнем / известняком в район Богатыря.



Навстречу им Дунайский-63, который - и это в наше время еще одна большая редкость - с момента прихода на Волгу и по сей день трудится в Волжском пароходстве. Некогда было крупнейшее на советской реке (в широком смысле) государство в государстве. От того необъятного мамонта после поочередной ампутации конечностей, хобота и бивней осталось сравнительно немного. Не доминирует уже давно в тундре, но жив.



Теплоход интерес тем, что построен одним из самых последних в этой большой-большой серии советских толкачей.



Но в шлюз его не пустили - там занято, кого-то спускают вниз. Ветер в тот день был, похоже, юго-восточный, в борт, и судоводитель развернул состав по ветру, но поперек судового хода. Конкретно на этом километре ВВП такие маневры смотрятся непривычно, хотя в целом нормальная практика.



В камеру рвалась и вот эта яхта, но ее тож заставили покрутиться у стенки ожидания.



В перерыве один профессиональный транспортник "на пальцах" показал другому профессиональному транспортнику схему движения муниципального дачного автобусного маршрута № 42д, работающего в Тольятти:



Всей толпой (включая яхту и Дунайский-63) ждали пока вниз прошлюзуется именная Волгонефть "Валаамс".



Головное, между прочим, судно второго по счету проекта Волгонефтей.



Надстройка крупнее. Любопытно, что от остальных систершипов того же проекта "Валаамс" отличается весьма оригинальной конструкцией фальштрубы. Но хз: то ли потому что судно первое в своей серии, то ли однажды на борту что-то пошло не так™ и фальштрубу пришлось заменить на творение неизвестного самоделкина. В общем, беспалева:



Уходит такая в надвигающуюся с востока облачность:



P. S. Ну и еще о проблемах транзитного судоходства в районе Горьковского гидроузла. Казалось бы, как ситуацию не поверни, она отовсюду со знаком "жопа". Но есть все-таки и один положительный момент.

Маловодье в этом году случилось такое, какого не случается даже раз в десятилетку. Шансы, что в следующем году, или через навигацию, да хоть через три, будет что-то подобное, очень небольшие (все-таки официальная статистика многолетних наблюдений - твердое основание для подобных выводов). А там, глядишь, начнется и завершится запланированное строительство плотины в Козино, благодаря чему канут в прошлое регулярные ограничения по осадке для всех судов на пресловутом участке ВВП в Нижегородской области.

И если так, то текущая навигация, несмотря на все хлопоты, автоматически войдет в историю. Для такой реки как Волга она и вправду станет исторической, о ней будут писать в учебниках, старые речники обязательно включат в свои мемуары строки "Помню, как было в том самом, 2014-м..." И быть свидетелем исторической навигации - да черт возьми, в этом что-то есть. Несмотря на все неудобства, издержки судоходных компаний и прочие форс-мажоры сегодняшнего дня.

фёдоровко, москвуха, окский, флотниапазорем, урал, волгонефть, немец, рыбачье, родина, дунайский, копылово, шлюзовой

Previous post Next post
Up