Аж сигарета из губ выпала, настолько внезапно наткнулся на этот нежданчик. Старая советская передвижная телевизионная станция "Магнолия-83" на шасси КамАЗ-53213. О существовании на балансе нашей сельской телекомпании двух таких ПТС (разного назначения) я знал, хотя живьем никогда не видел. Поэтому охренел не от самой машинки, а от встречи с ней: совсем не без оснований в 2013 году мысленно похоронил оба раритета.
Когда-то давно, на излете эпохи, в комплект к двум КамАЗам с кузовом давно сдохшего финского завода "Ajokki" областная ГТРК получила и вспомогательную машину, оборудованную в заводских условиях из обычного автобуса ЛиАЗ-677М. Тот луноход телевизионщики похерили довольно быстро, он был отставлен под забор сильно раньше нормативного срока эксплуатации и, по слухам, достался пассажирскому АТП в Безенчуке, где до 2009-2010 благополучно трудился на поселковых маршрутах. Мол, неудобен был для телетрансляций "из поля", а расход топлива - 70 литров бензина (не солярки) на 100 километров пробега.
Плюс к этому в последние 5-7 лет специализированный автопарк ГТРК равномерно пополнялся новой техникой, а гвоздем всех обновок стал
вот этот цифровой нано-сарай, купленный как раз в прошлом году. Жизнь подсказывала, что под боком такой фуры у старых аналоговых "Магнолий", которым на тот момент стукнуло 24 года, шансов нет никаких. Потому я с ними заочно и попрощался.
В довесок к нано-сараю телекомпания эксплуатировала и еще один полуприцеп - постарше и попроще. Вот он:
Но не-а, обе советские "Магнолии" выжили, и больше того - продолжают эксплуатироваться по своему прямому назначению, хотя понятно, что внутренности там уже явно не каунасского и шауляйского телевизионных заводов. Выходит, что в текущем году машинки разменяли юбилейный четвертак и чувствуют себя вполне бодро.
Начинки каждой из наших серебристых ПТС изначально отличались весьма существенно (как сейчас - хз), а их главное внешнее различие - длина. На фотографии выше, где стоят два человека и сильно любят местное телевидение, в левом углу видна задняя часть второй "Магнолии", на короткой камазовской базе. На заглавном же снимке - длинная версия телестанции, которую я внезапно и встретил.
Передвижная телестанция КамАЗ-Ajokki - это не "Жигули". Да, выпустили их конечно не десять штук на весь СССР, но и не тысячи. Относительно крупные областные центры Советского Союза получали по две "Магнолии", а небольшие (например, Тула) - по одной. До наших дней дожило настолько мало экземпляров, что на учете автоисториков буквально каждый их них, а половина от доживших давно никак не связаны с телевидением. Выбыв с баланса региональных телекомпаний, те КамАЗы, которые не пошли на утюги, превратились в сараи на чьей-то даче, склады на вещевых рынках, транспортеры раллийных автомобилей, сеновозы и даже фургоны для перевозки лошадей. На счастье любителей редкой советской техники Самара - считанный город на просторах постСССР, где КамАЗы-Ajokki до сих пор не сгнили под забором и не поменяли своего исторического профиля.
Поклонники истории отечественно автопрома знают это и без меня, но дам чутка инфы о том, как создавалась ПТС "Магнолия-83". Это дитя татаро-финно-литовской дружбы народов и причастны к нему аж четыре разных завода. Шасси, изготовленное в Набережных Челнах, отправлялось в Финляндию, где силами местного предприятия "Ajokki" на него монтировался серебристый кузов. Затем внешне готовый фургон поступал в Литовскую ССР, на завод телевизионного оборудования в Шауляе. Там пустой фургон набивался разнобойной телеаппаратурой. Последние экземпляры "Магнолий", сошедшие с татарского и финского конвейеров в 1993 году, доукомплектовывались уже на другом литовском телезаводе "Banga" в Каунасе, потому что шауляйское производственное объединение к тому моменту безвозвратно завалилось на бок.
Проект "Магнолии-83" нарисовали еще в первой половине 80-х, а в серию модель пошла с 1985 года. Необходимость в новой ПТС возникла сразу после московской Олимпиады. Старые передвижные телестанции, выпускавшиеся в кузове автобуса ЛиАЗ-677, показали себя не с самой лучшей стороны, поэтому все проблемы, выявленные по итогам постолимпийского разбора полетов, попытались решить на новом шасси КамАЗа, а нарезку кузова доверили финнам - за качество те буквально рвали на себе рубашку.
Не так много в России здравых автоисториков, которые пишут адекватные тексты по теме, а не всякую пургу для прокачки ЧСВ до 80-го уровня. Поэтому вдвойне досадно, что даже у них, этих немногих, матчасть по "Магнолии-83" заметно не совпадает с реальностью. Пейсатель из "Авторевю" утверждает, что телезавод "Banga" (Каунас) начинял эти татаро-финские фургоны уже после кончины Союза, до 1993 года, на тот момент назывались они не "Магнолии", а "Кипарисы". Он же пишет, что в этот период эмблемы "КамАЗ-Ajokki" на мордах машин быть не могло, так как финское производство поглотил более крупный автоконцерн "Carrus". То есть на кузове либо "Banga", либо "Ajokki". Наша длинная "Магнолия" из областной ГТРК выпущена в 1989 году (то есть еще даже не на пике производства), но шильдик "Banga" - как видно - прекрасно соседствует с маркой "КамАЗ-Ajokki".
Вот эта вот сине-голубая ливрея на борту "Магнолии" вкупе с красной и зеленой полосами - отличительный знак, фирменная цвето-графическая схема советского телевидения. Такая наносилась на весь спецтранспорт телестудий СССР.
На тему телевидения моя модельная полка может предложить разве что передвижную репортажную телевизионную станцию (ПРТС) "Гранат-2" на шасси УАЗ-3303. Сильно боянная масштабная копия, вышедшая полтора года назад большим тиражом в партворке "Автомобиль на службе". Но уж что есть.
Все та же характерная сине-голубая ливрея.
Ну и вместе с "Магнолией" в кадр попала еще одна обнова областной ГТРК - передвижная станция спутниковой связи (ПССС) в кузове "Форд Транзит". На заднем плане - тот самый нано-сарай, купленный телевизионщиками в прошлом году, но уже обклеенный корпоративной символикой.
Такие сараи.