К вопросу
как игры могут изменять мир.
Есть такая театрально-игровая "техника форум-театра. Уличный театр, придуманный бразильцем Августо Боалем, был призван помочь угнетенным соотечественникам встать с колен и начать глобальные социальные перемены в стране. Его принцип - подсказать жертве насилия, где выход из ситуации, подключая к игре в уличном представлении зрителей, и предоставляя им возможность заменять собой актеров и изменять ход событий" (
rights.martin-club.org/ru/index.php).
Я была на семинаре лет 10 назад, семинар проводили австрийцы, приглашенные ребятами из Макеевского
Мартин-клуба. Левые социалисты. В России семинары тогда почему-то не проводились, не помню уже почему.
Нашла, что форум-театр сейчас есть в Перми и Нижнем Новогороде. А в Москве им кто-нибудь занимается?
Из методички:
Форум-театр приобретает все большую популярность в мире как метод развития демократии, активизации общества, формирования культуры прав человека, защиты и продвижения интересов различных общественных групп.
Основная идея форум-театра - показать обществу необходимость участия каждого человека в построении лучшего будущего, объяснить людям, что в большинстве случаев улучшение их жизни и изменение социальной ситуации в стране зависит от них самих. Технология позволяет эффективно менять ситуацию в локальных общественных группах, при этом их спектр может быть очень широк: в настоящее время данный метод успешно применяется в работе с детьми и молодежью, представителями самых разных социальных слоев и профессиональных сообществ.
Технология представлений предусматривает активное участие зрителей в спектакле наравне с актерами, находя альтернативы решений проблем, приобретая опыт активного проявления личной инициативы. Постановка строится таким образом, что сцена заканчивается пиком конфликта, и зрители, заменив одну из ролей, меняют ситуацию угнетения так, чтобы она перестала быть опасной и унизительной для жертвы.
«Театр - это форма знаний: он должен и может быть способом трансформирования общества. Театр может помочь нам построить наше будущее, вместо того, чтобы просто ждать этого будущего»
Августо Боаль
История возникновения
• Основоположником техники является бразильский режиссер Августо Боаль, создатель Народного Театра Угнетен-ных. Главной темой его спектаклей стала ситуация угнетения и насилия. Суть представления заключается в совмест-ном со зрителями поиске решения проблемы или выхода из сложной жизненной ситуации.
• Августо Боаль интересовался театром с раннего возраста, однако получил инженерное образование в колумбийском университете. После окончания докторантуры он вернулся в Бразилию и нашел возможность работать в Театре Арена в Сан Паоло, где он стал экспериментировать с новыми театральными формами.
• На первом этапе Боаль привлекал зрителей к обсуждению представления после его окончания, затем было введено правило, по которому зрители могли остановить представление и предложить актерам изменить свое поведение. Однажды в 1960 году во время одного из представлений произошел курьезный случай - одна из зрительниц была так взволнована представлением, что не смогла внятно объяснить актерам, как она видит изменения их действий. Чтобы донести свою идею, женщине пришлось выйти на сцену и продемонстрировать это.
• Деятельность Боаля привлекла к нему внимание властей, как к культурному активисту, что воспринималось военной хунтой, находящейся тогда у власти в Бразилии, как угроза существующему строю. В 1971 году, после выхода первой книги Боаля «Театр Угнетенных» он был арестован и подвергнут пыткам. Ему предложили эмигрировать в Аргентину, но Боаль предпочел эмиграцию в Париж
• В течении 12 лет в Париже Августо Боаль преподавал свой революционный подход к театру и организовал несколько центров «Театра Угнетенных». 1981 году состоялся первый международный фестиваль форум-театра. После падения военного режима в Бразилии, Боаля приглашают вернуться на родину, где он организует головной центр «Театра угнетенных». С того времени Боаль занимался развитием общества и внедрением социальных изменеий в Бразилии занимая различные государственные посты. Так же он занимается развитием «Театров Угнетенных» или форум-театров по всему миру
Для чего нужен форум театр
• Форум театр это средство стимулирования людей к активной деятельности по защите своих прав, улучшению общества через изменение своего поведения. Задача представления - подтолкнуть зрителей к активному решению своих проблем, поднять дискуссию в обществе.
• «Вторичные» результаты - позитивные изменения в актерской группе, изменения личности актеров. Здесь форум-театр пересекается с психодрамой и социодрамой, однако следует помнить, что он предназначен для более широкой задачи и направлен на общество в целом или большую целевую группу
Каких результатов помогает достигать форум-театр
• В Бразилии и ряде других развивающихся стран форум-театр способствовал инициированию социальных и экономи-ческих реформ со стороны населения. Военный режим в Бразилии был свергнут благодаря усилению активности сель-ских жителей в защите своих интересов.
• Форум театр успешно используются общественными организациями и активистами во всем мире для разрешения со-циальных и культурных противоречий - этнических конфликтов, дискриминации, нарушений прав человека, ущемле-ния интересов уязвимых групп и др.
«Театр не имеет ничего общего со зданиями... Театр, или театральность - это способность, это чело-веческое качество, которое позволяет человеку наблюдать за собой в действии, в деятельности. Приоб-ретенное таким образом самопознание позволяет человеку стать субъектом (тем, кто наблюдает) дру-гого субъекта (того, кто исполняет роль). Это позволяет человеку представить разные возможности своих действий и изучить альтернативы. Человек может наблюдать себя в момент наблюдения, в момент действия, в момент ощущения и в момент осмысления. Ощутить себя тем, кто ощущает, и подумать о себе, который думает...»
Августо Боаль
Из чего состоит форум театр
Форум-театр состоит из четырех функциональных компонентов: целевые аудитории, актеры, сценарий и модератор. Рас-смотрим их последовательно:
Целевые аудитории
• Первые показы форум-театров Августо Боаля проходили в среде бразильских крестьян нередко прямо на рыночной площади («форум» переводится с латыни как «площадь»)
• Современные форум-театры демонстрируются как на улице, так и в аудиториях учебных заведений, учреждений и организаций. Нередко форум театр используются рамках самых разнообразных образовательных программ.
• Работа по технологии форум-театр может быть эффективна для любого человека, или группы, которые идентифици-руют себя с жертвами угнетения и насилия.
Актеры
• На первом этапе работы форум-театра у Августо Боаля актерская группа состояла из представителей разных социальных слоев (чаще всего крестьян), которые не были профессиональными актерами
• Актерами современных форум театров в мире являются представители целевых групп, которые заинтересованы и мотивированы заниматься разрешением своих проблем через изменение общества
Сценки и сценарии
• При разработке сценариев необходимо учитывать, что основой любого драматического действия является конфликт. В форум-театре сцена заканчивается на пике конфликта. Конфликт сознательно доводится до максимальной остроты.
• Решение конфликта не дается в сценарии
• Найти решение и разрешить его на сцене, а затем в жизни - задача аудитории, «активных зрителей» форум театра
Модератор
• Роль модератора заключается в организации процесса подготовки актеров, он проводит упражнения, корректирует сценки, помогая группе достигать наибольшей выразительности, и осуществляет работу с аудиторией во время показа
Подробно упражнения и последовательность проведения форум-театра:
www.edu.helsinki.org.ua/ru/index.php За дополнительной консультационной и методологической поддержкой вы можете обращаться по адресам:
reutski@gmail.com - Константин Реуцкий, правозащитный центр «Поступ»
martin@martin-club.org - Виктория и Сергей Федотовы, МГО «М.Арт.Ин-клуб»