Еще немного дополню тему затронутую в статье: "
Не будь человека, не было бы и пчел на территории России" . Да, заголовок несколько провокационный, более точно было бы назвать - "без деятельности человека на территории России пчеловодство сильно сократилось бы до очень небольшого ареала".
Таежный медонос-вереск. То, что было-бы не будь человека
Дело в том, что
таежная зона нетронутая деятельностью человека не приспособлена для жизни пчел.
И в первую очередь из-за отсутствия кормовой базы -
медоносов. Из всех медоносных растений только немногие массовые в тайге растут невзирая на человеческую деятельность. Ива- как ранний весенний медонос, который растет по затапливаемым берегам рек, вереск - поздний медонос создающий проблемы для пчел при зимовке. Да и пожалуй все. Остальные лесные - иван-чай, малина приурочены к опушкам, гарям, вырубкам, заброшенным полям и прочим создаваемым человеком локациям- биоценозом. Да, в тайге случаются и без участия человека пожары, ветровалы, небольшие полянки с малиной, но их настолько мало и в настолько не предсказуемых местах образуются, что поддерживать постоянную популяцию пчел не могут.
Поэтому, тайга в отсутствии специфической человеческой деятельности была для пчел не местом поселения пчел, а барьером для расселения.
На это указывает разделение медоносных пчел способных селиться в дуплах и ульях на два независимых вида: медоносную пчелу в Европе и
китайскую восковую пчелу. А посередине -пустота.
До тех пор пока человек специально не объединил ареалы, завезя пчел в Сибирь, и далее до Дальнего востока.
За что получил
обратку в виде вспышек заболеваний. Причем еще до нынешней "пандемии" (панзоотии) клеща варроа (появилась благодаря объединению ареалов медоносной и китайской восковой пчелы), случались и вспышки заболеваний сибирской популяции, когда туда завозили породы из других областей.
Так сибирские пчеловоды до 1924 года радовались отсутствию болезней и малому проценту гибели зимой пчелиных семей, так как изначально завезенная популяция пчел долгое время была оторвана от основной европейской популяции.
Хочу заметить, что до 1924 г. в Сибири отсутствовали инфекционные и инвазионные болезни пчел
(с)
Журнал Пчеловодство №8, 2007 То что болезней не было говорит об очаговости ареала в Сибири. Не было пчелам возможности обмениваться с другими ареалами болезнями. И иммунитет не тренировался.
Но в последствии, благодаря все более расширяющейся человеческой деятельности, ареалы начали расширяться, а затем и пересекаться.
И обмениваться болезнями.
Как и положено в сложных процессах у всего есть разные стороны. Больше чем две как у медали.
И отрицательный процесс - обмена болезнями, может привести к положительному - вывод новой породы, например, бакфаст (но это уже совсем другая история).
Так вот два фактора позволили распространиться пчеловодству на большей части территории России:
Прямой завоз пчел в регионы где их изначально не было. Начиная с Северо-Запада (по пути из варяг в греки) и продолжая Алтаем и далее в Сибирь уже в 18 веке.
Но без второго фактора - человеческой деятельности по сведению лесов, распашке земли, созданию вырубок, пустырей, гарей, пастбищ, сенокосов и прочих проявлений деятельности человека в тайге, не было бы кормовой базы для завезенных пчел. И они так и остались бы локально завезенными единичными ульями, приносящими небольшое количество меда.
Здесь я отсылаю вас к моей статье в Саратовском аграрном журнале о результатах 15-летних наблюдений за динамикой видового состава растительности на заброшенных сельхоз полях:
Динамика видового состава медоносов на постагрогенных и лесных землях / А. В. Грязькин, С. Г. Парамонов, Е. И. Семенова, М. А. Хоанг // Аграрный научный журнал. - 2022. - № 8. - С. 4-7. - DOI 10.28983/asj.y2022i8pp4-7