Представьте

Sep 25, 2018 14:30

Навык общения с людьми, пожалуй, самый главный навык в нашей жизни. Возможность быть понятым, донести свои мысли до собеседника (с минимальными потерями и искажениями) - бесценна.
Не могу похвастаться, что обладаю им хотя бы немного, но одним своим наблюдением по данному вопросу сегодня поделюсь.
В детстве мне нравилась фантастика. Не знаю почему, да и в данном случае это не важно. Одно из качеств, которое делает фантастику, да и любую другую литературу, хорошей, это, как не странно, логика. Сколько бы удивительным, причудливым и необычным не был мир, который создаёт фантаст, процессы которые в нём происходят и герои которые в нём действуют, должны жить по своим железным законам. Если автор сам их нарушает, то теряет доверие со стороны читателя. А для фантастики эта задача куда важней, чем для реалистичной литературы.
В живом общении бывают случаи, когда оратор непосредственно обращается к логике аудитории. Он предлагает слушателями какие то условия или ситуацию, из которых те должны самостоятельно придти к какому-то (желаемому для оратора) выводу. Начинается такое моделирование обычно со слова «Представте». Самостоятельность вывода, то усилие, которое затрачено на его достижение, заставляют аудиторию больше ему доверять. Недобросовестный оратор может использовать этот приём для прямого обмана. Но бывает и так, что добросовестный оратор совершает ошибку и тем самым не достигает своего, благого эффекта.
В качестве примера могу вспомнить одно занятие по русскому языку и культуре речи в РГПУ им. А.И. Герцена. Лектор, ставя перед собой весьма важную для педагога задачу, убедить учащихся в необходимости изучать его предмет, попросила нас представить следующую ситуацию. «Представьте двух людей, которые правильно пишут. Один - потому что знает правила русского языка. Второй -просто от природы. Что лучше?» Меня данный вопрос поставил в тупик. Ответ лектора оказался следующим. Лучше (естественно) правила таки знать. Потому что вы всегда можете попасть в ситуацию, когда ваша природная грамотность не сработает, а правила работают всегда.
Не буду соглашаться или спорить с данным утверждением. Я просто скажу, почему, на мой взгляд, вопрос был сформулирован лектором неправильно. После слова «представьте» идут условия, из которых мы должны были сделать вывод. Это как «Дано» у задач по геометрии. И условия эти были следующие: два человека. Переводя это на язык геометрии - два отрезка. Один - знает грамматику (пунктуацию, орфоэпию и проч). Назовём его AB. Второй - не знает всей это премудрости. Назовём его CD. Следующее условие - они пишут правильно. Т.е. обладают одинаковым качеством. Для отрезков это длина. Если она одинакова, то отрезки равны. Например, оба десять сантиметров. Знаете, что такое десять сантиметров? Лучше, чем хотелось бы? Хорошо, пусть будет двадцать шесть. В общем, если основное качество (и, что важно, единственное в нашей задаче) равнозначно, то выбрать лучшего довольно сложно. Аудитория становится в позицию буриданова осла. Когда же лектор сказала, что есть условия, при которых «природная грамотность» может подвести, то она ввела условие, которого не давала изначально. И условие это такое, что длина отрезка CD не всегда двадцать шесть сантиметров, а иногда (и видимо довольно часто) таки десять.
Фантастику в начале моей заметки я вспомнил потому, что и задача лектора тоже фантастична. Это не то «представьте», которое аппелирует к вашему личному опыту. Который намного обширней скупых и не всегда полных условий моделируемых ситуаций.
Если хотите подвести аудиторию к нужным вам выводам, постарайтесь дать ей все необходимые для этого вывода посылки.
Previous post Next post
Up