Маски. Картинки с выставки.

Mar 24, 2009 14:14


Обещал поделиться картинками, вот и делюсь.

Абаканская выставка «Лики древней Хакасии» состоит в основном из таштыкских материалов - некоторого количества предметных находок, реконструкции и нескольких десятков (полста где-то) больших фотографий масок. В подписях к экспонатам значится «I-V вв.», согласно теории Л.Р. Кызласова, юбилею которого и посвящена выставка. На самом деле всё это датируется V-VII вв., но вопросы таштыкских датировок я тут сейчас обсуждать не хочу, разные даты просто к сведению.

Сперва собственно картинки с выставки, спасибо за них абаканским друзьям. :)

Реконструированные древние воины в позиции билетёров (точность не комментирую):


Предметы фурнитуры, в основном поясные и портупейные:


Т.н. «амулеты», вырезанные из бронзовых пластинок (иногда литые) контурные изображения симметричных лошадиных головок (иногда и целых лошадок):


Деревянные фигурки оленей с уздой:


Пара масок в натуре:


Фотографии погребальных масок.








И бонус, вынесенный в виде начального превью, то, чего на этой выставке нет: фото хорошо сохранившейся маски из склепа Арбанского чаатаса (где-то вторая четверть - середина VII в.). Она раздавлена конструкциями склепа, но археологически целая, ждёт нежных реставраторских рук. Нет только правого уха и части лба - но маску без этих частей в склеп и положили, т.е. до того, как быть погребённой, она прошла через какой-то цикл прощальных ритуалов, в ходе которых малость попортилась.


Древние минусинские погребальные маски (из т.н. «гипсовидной смеси», хотя это, как я понимаю, в основном каолин или что-то вроде того) изготавливали разными способами. Самые ранние, тесинского этапа (рубеж эр) - это и не маски вовсе, а обмазки черепов, по которым более или менее грубо моделированы лица. Сходно сохраняли лицо и в следующую эпоху, когда хоронили в грунтовых могилах (или включаемых в таштыкскую культуру «на правах» раннего этапа, или, что разумнее, обособляемых как оглахтинская культура I-V вв.). В культуре таштыкских склепов V-VII вв. (в основном и представленной на выставке) способ изготовления был уже сложнее: судя по всему, с лица снимался негативный «оттиск», в котором потом и отливалась маска (впрочем, есть и другие реконструкции технологии + см. др. подробности по вышеуказанной ссылке). Её потом подрабатывали, приделывали шею, иногда грудную часть (почему Теплоухов и называл склепы «могилами с бюстовыми масками»), а также овальные подставочки. Внутри такого вместилища прятали мешочек с пеплом сожжённого покойника. Все маски раскрашивали - по-видимому, воспроизводя реальные татуировки или раскраску лица, о которой упоминают, повествуя о енисейских кыргызах, китайские хроники.

Маски сохраняются плохо, зафиксировать их на месте, снять и привезти в лабораторию для реставрации - ещё та работёнка. Реставрация заключается в аккуратнейшей очистке от земли и всякого прочего налипшего (причём счищаемое зачастую оказывается плотнее очищаемой поверхности, вот и вообразите), в пропитках всякими хитрыми химикалиями (не тем пропитаешь - погубишь маску), в спасении чешуек краски на родных местах, и наконец, в склеивании, затруднённом деформацией фрагментов. Неудивительно, что на экспозициях масок мало, так что эта абаканская выставка - событие замечательное и правильное.

Вскоре, надеюсь, лучший наш знаток таштыкских материалов Э.Б. Вадецкая опубликует свод таштыкских масок, а ещё маски ожидаются на новой эрмитажной сибирской экспозиции, над которой прямо вот сейчас, не щадя живота свово, трудятся лучшие сибироведческие умы.

вокруг да около, кыргызы, имена, выставки, ссылки, находки

Previous post Next post
Up