![](http://www.ljplus.ru/img4/c/e/centaurito/th_liki-bonus.jpg)
Обещал поделиться картинками, вот и делюсь.
Абаканская выставка
«Лики древней Хакасии» состоит в основном из таштыкских материалов - некоторого количества предметных находок, реконструкции и нескольких десятков (полста где-то) больших фотографий масок. В подписях к экспонатам значится «I-V вв.», согласно теории Л.Р. Кызласова, юбилею которого и посвящена выставка. На самом деле всё это датируется V-VII вв., но вопросы таштыкских датировок я тут сейчас обсуждать не хочу, разные даты просто к сведению.
Сперва собственно картинки с выставки, спасибо за них абаканским друзьям. :)
Реконструированные древние воины в позиции билетёров (точность не комментирую):
Предметы фурнитуры, в основном поясные и портупейные:
Т.н. «амулеты», вырезанные из бронзовых пластинок (иногда литые) контурные изображения симметричных лошадиных головок (иногда и целых лошадок):
Деревянные фигурки оленей с уздой:
Пара масок в натуре:
Фотографии погребальных масок.
И бонус, вынесенный в виде начального превью, то, чего на этой выставке нет: фото хорошо сохранившейся маски из склепа Арбанского чаатаса (где-то вторая четверть - середина VII в.). Она раздавлена конструкциями склепа, но археологически целая, ждёт нежных реставраторских рук. Нет только правого уха и части лба - но маску без этих частей в склеп и положили, т.е. до того, как быть погребённой, она прошла через какой-то цикл прощальных ритуалов, в ходе которых малость попортилась.
Древние минусинские погребальные маски (из т.н. «гипсовидной смеси», хотя это, как я понимаю, в основном каолин или что-то вроде того) изготавливали разными способами. Самые ранние, тесинского этапа (рубеж эр) - это и не маски вовсе, а обмазки черепов, по которым более или менее грубо моделированы лица. Сходно сохраняли лицо и в следующую эпоху, когда хоронили в грунтовых могилах (или включаемых в таштыкскую культуру «на правах» раннего этапа, или, что разумнее, обособляемых как оглахтинская культура I-V вв.). В культуре таштыкских склепов V-VII вв. (в основном и представленной на выставке) способ изготовления был уже сложнее: судя по всему, с лица снимался негативный «оттиск», в котором потом и отливалась маска (впрочем, есть и другие реконструкции технологии + см. др. подробности по вышеуказанной ссылке). Её потом подрабатывали, приделывали шею, иногда грудную часть (почему Теплоухов и называл склепы «могилами с бюстовыми масками»), а также овальные подставочки. Внутри такого вместилища прятали мешочек с пеплом сожжённого покойника. Все маски раскрашивали - по-видимому, воспроизводя реальные татуировки или раскраску лица, о которой упоминают, повествуя о енисейских кыргызах, китайские хроники.
Маски сохраняются плохо, зафиксировать их на месте, снять и привезти в лабораторию для реставрации - ещё та работёнка. Реставрация заключается в аккуратнейшей очистке от земли и всякого прочего налипшего (причём счищаемое зачастую оказывается плотнее очищаемой поверхности, вот и вообразите), в пропитках всякими хитрыми химикалиями (не тем пропитаешь - погубишь маску), в спасении чешуек краски на родных местах, и наконец, в склеивании, затруднённом деформацией фрагментов. Неудивительно, что на экспозициях масок мало, так что эта абаканская выставка - событие замечательное и правильное.
Вскоре, надеюсь, лучший наш знаток таштыкских материалов Э.Б. Вадецкая опубликует свод таштыкских масок, а ещё маски ожидаются на новой эрмитажной сибирской экспозиции, над которой прямо вот сейчас, не щадя живота свово, трудятся лучшие сибироведческие умы.