...Как в Арле, там, где Рона разлита,
Как в Поле, где Карнаро многоводный
Смыкает Италийские врата,
Гробницами исхолмлен дол бесплодный,-
Так здесь повсюду высились они,
Но горечь этих мест была несходной...
(Данте Алигьери "Божественная Комедия", Ад, Песнь IX. Перевод М. Лозинского)
Арль, 7 июня 2010 г. Аликамп и церковь Св. Онората.
Аликамп, Елисейские поля - это Элизиум, то есть долина, где обретаются души усопших. Елисейские поля Арля - одно из самых больших кладбищ в мире. Здесь устраивали погребения финикийцы, греки, галлы, римляне. Потом эстафету приняли христиане. Особенно популярным некрополь стал по захоронении здесь останков Св. Жене (Saint Genest) - римского мима эпохи Диоклетиана, по легенде принявшего христианство прямо на сцене во время представления. Считается, что Св. Жене был обезглавлен 26 августа 286 г. Затем здесь хоронили первых епископов Арля. Святое место приобрело огромную популярность в средние века, покойников привозили по Роне на судах. Крещеные останки стали подхоранивать и в языческие саркофаги.
В эпоху Ренессанса многочисленные знатные персоны, побывавшие в Арле, не раз увозили отсюда подарки - кладбищенские мраморы с древней резьбой. В XVIII в. был организован музей, хотя кладбище продолжало принимать покойников до самой Французской революции. Позднее Елисейские поля превратились в любимое место прогулок местных жителей и пленэрной натурой живописцев (разумеется, и Ван-Гога, 1888 г. - см. для примера репродукцию в ленте). Сейчас от Аликампа осталась только одна, хотя и большая аллея - остальную территорию заняла под свои нужды государственная ж.-д. компания.
Древняя церковь на Аликампе была в 1040 г. посвящена Св. Онорату, одному из первых архиепископов Арля (426-429 г., вслед за Патроклом, следующим же был Иларий) - времен борьбы с манихейством и арианством. В XII в. церковь перестроили в романском стиле и увенчали восьмиугольной башней для верхнего света.
Аликамп был важным местом для паломников, идущих на Сантьяго-де-Компостела в Испании (в ленте присутствует церковная ниша с раковиной Сен-Жака). Он упомянут у Данте (см. выше), а в средневековой поэзии считался местом битвы Шарлеманя с сарацинами (отсюда, разумеется, объяснялось и изобилие могил).