велосипед - это тоже политика

Sep 03, 2013 13:38

Давно поднимал тему: если в стране запрещается политика, тогда "политическое" появляется везде. Белорусское общество буквально напичкано политикой. Любой действие сейчас политично. Это нужно понять. Это базовые условия любого активизма в стране, будь-то походы в детские дома, будь-то велопокатушки или образовательные мероприятия.



Все эти казалось бы простые мероприятия дают социальный опыт. Организаторский, идейный, поведенческий. А социальный опыт рождает политическое мышление. Люди видят законы и понимают, что они написаны неправильно, или, что их применяют совсем не так, как они написаны. Становится понятно, что нужен новый проект. Что закон "суров", это совершенно не юридическое, и тем более, не объяснение для взрослых сознательных людей. И если закон суров для большинства, его важно поменять, законы не должны быть "суровы". Они не должны подавлять, их цель лишь регулировать крайние моменты, а не быть крайностями.

Последней каплей для этого текста оказалась заметка на сайте МВО по случаю санкций в отношении вело любителей. Она реалистична. Да, такие у нас условия. Но она очень пессимистична, потому что её авторы велоактивисты - защитники прав велосипедистов.

Сегодня велосипед - это тот вид транспорта, который переходит из разряда "пакатацца", в разряд "полноценного транспортного средства". Люди всё больше заявляют, что мы такие же участники дорожного движения, как пешеходы или водители. Но правила, которые писались, учитывают интересы в больше мере водителей, в меньшей - пешеходов и вовсе не учитывают велосипедистов.

Есть 148 статья, которую как правило сотрудники ГАИ понимают превратно и в свою пользу. Если говорить кратко, место велосипеда там, где он не будет мешать ни водителям, ни пешеходам - нигде. Потому что по факту получается, что велосипед мешает всем. Хоть Минск и отличается широкими проспектами, но это не везде, далеко не везде широко. Начались столкновения.

Казалось бы эта проблема упирается в инфраструктуру, которую можно за 1-3 года решить. Но проблема начинает разрастаться все больше и больше, когда мы начинаем понимать, что государство субсидирует богатых. Постоянно за счёт бюджета, строя стоянки, паркинги, сужая во многих случаях тротуары, места свободные для доступа. На дорогах идёт охота за велосипедистами. Пока вялая, но всё чаще и чаще. Получается ситуация, когда использовать велосипед в городе становиться невыносимо. Пользоваться машиной кстати,тоже очень нервное занятие на улицах больших городов, особенно Минска.
Вопрос первый. почему правительство субсидирует автомобилистов и игнорирует интересы других социальных групп?

С другой стороны велосипед выбирают разные люди, но с большего те, труд которых приносит нематериальные активы стране (это интеллектуальные, творческие работники, люди из сферы обслуживания и т.д.), по сути те люди, которые в будущем могут быть двигателем смены "техноукладла" (модернизации) страны, про который так много говорят в кабинетах.
Вопросы второй. Почему правительство создаёт невыносимые условия для развития сообществ, которые могут определять будущее нашей страны в современном контексте?

Велосипед - это открытый вид транспорта. Человек на велосипеде открыт для ветра, дождя, природы, других людей. Он не занимает 6-10 квадратных метров. Он мобилен и удобен. Велосипед с большего показывает принцип открытости в коммуникации. Это принцип открытости не характерен для нашего государства, привыкшего скрывать даже самые очевидные вещи. Третье. Готово ли общество быть открытым, признавать свои ошибки и работать над ними?

Вопрос экологии городов, вопрос здорового образа жизни, вопрос ликвидации джентрификации (социального разделения по престижным и непрестижным районам) в городах решает современный транспорт - велосипед. Но сегодня ни законодатели, ни чиновники не видят этого или не хотят видеть.

Поэтому, велосипед из средства транспорта сегодня превращается в средство политики.

Конечно легко сказать "не нравится, поменяй законы". Определённо, это так или иначе единственный путь изменить - общество. Но теперь государство совсем деградировало, оно не признаёт никаких новых социальных форм, оно застряло между колхозом и индустриализацией. Оно не хочет выходить за эти рамки. С одной стороны, всё, что выходит за рамки этой модели мышления уничтожается, тотальная война с обществом, с проявлениями авангадных форм, т.е. с проявление будущего. С другой стороны государство боится жить с новыми формами (это в основном характеристика старых людей, которые привыкли к порядку вещей), т.к. они работают по другим правилам.

В новых правилах граждане субъектны, с ними нужно общаться на равных, без дубинок и тюрем. Граждане глобализируются, они не давно разрушили сокральность государства. Они могут поехать в одну страну и там жить, могут - в другую. Умному и прогрессивному государству - это приходиться понимать. Потому что конец той стране и обществу, которое выгоняет умных, талантливых, хоть часто и непокорных людей.

Поэтому без лишнего пафоса. Только практика. Велосипед сегодня - это инструмент перемен. Теперь нужны умелые руки.

велосипед, сообщества, политклиника

Previous post Next post
Up