Утечка мозгов или пассионарный дрейф

Oct 28, 2012 17:50

Ниже представлен немного расширенный текст речи, которая читалась в прошлый понедельник FSC. Возможно она будет интеренса и для обитателей сети.

Почему я решил поднять эту проблему?

Выбор места обитания и жизни на первый взгляд может показаться личной проблемой каждого отдельного индивида. Кому-то не нравится социальное окружение, кому-то хочется больше материального комфорта, кто-то уезжает за приключениями. Есть ещё сотни причин. Как говорят - дело вкуса.

Миграция «трудовых кадров» - это не явление лишь сегодняшнего дня. Теперь, в эпоху, когда за 100 долларов можно долететь до Парижа, а за сутки-двое облететь планету, движение приобрело глобальный характер, касающийся миллионов людей. Поэтому оскудение и деградация некоторых территорий есть проблема публичная.

В этой речи меня скорее волнует небольшой народ, проживающий сейчас в основном на территории Беларуси, и представителем, которого являюсь.

Утечки

Много моих знакомых уехало ловить лучшу долю за границей.  Ловить лучшую долю, другую судьбу - это по-моему и есть «утечка мозгов». Я бы даже расширил понятие - «утечка рук» также. По разным подсчётам цифра дрейфа «рабочей силы» (рук, мозгов) составляет 1 - 1.5 млн. Это около 15% населения и есть «пассионарный дрейф».

Ниже две простые схемы:




Одна показывает, как может покидать своё сообщество представитель социума в классическую эпоху миграций. Вторая - как в добавок к прежней схеме это может происходит сейчас, используя коммуникации. Захват субъекта через захват времени. Это отдельная тема. Здесь мне важно лишь подчеркнуть широту проблемы.

Место и проблема

Итак. Я получаю от знакомых письма. Нет они не хвалят ни Москву, ни Запад. Когда приезжаешь за границу, попадаешь в контекст других проблем. В Италии и Франции - забастовки, в Британии и Скандинации - религиозные проблемы. В Германии и Испании - безработица. В США - проблемы сегрегации, в России - дикий капитализм и так далее. Нет на земле места, где бы не было проблем.  В другом месте мы получаем проблемы того общества, в которое погружаемся.

Субъекты

В нашем обществе время от времени поднимается вопрос об «утечке мозгов». Кто же его поднимает? Я вижу прежде всего две группы: государство и другие политические (политичные) субъекты. Т.е. те люди или организации, для которых наличие на этой территории людей создающий или активно исполняющих решения (идеи) является ключевым в своём понимании красоты, истины, идеала. Также тех, кто понимает, что без команды активных и умных людей невозможно сделать большое дело. Общее дело. В нашем случае раздутое до гигантских размеров-индустриальное государство является основной причиной создающей исходящий «пассионарный дрейф».

Тезисы

Но в этой речи я хотел бы совокупность причин дрейфа обрамить в «черный ящик». Как замечал выше, их может быть сотни, и не рассматривать весь перечень прямо сейчас, а сконцентрироваться на последствиях.
Основные мои тезисы выглядят так:

1.    Не бывает на планете пустых мест. Любые лакуны постоянно заполняются.



2.    Снижение общего уровня активности ведёт к деградации и системы управления, и культуры.





3.    Учитывают мнение только той стороны, которая ведёт себя активно.

Теперь сделаю комментарии к вышеперечисленным пунктам. Пустые места нужно рассматривать шире, чем просто выезд населения. Это может быть идейное опустошение. Например, из Литвы выезжают  люди на заработок в Европу. Литву не заполоняют трудовые иммигранты как, например, Москву. Но вследствие потери этносом наиболее энергичных особей, литовцы не в силах вести свою политику и подчиняются либо Евросоюзу, либо давлению российского капитала.

С выездом людей из страны или акцентированием рабочего умственного времени на зарубеж (схема 1.2) снижается энергетическая напряжённость системы. Сокращаются связи внутри локальных сообществ (консорций и конвиксий). Это прежде всего деградирует систему управления, что мы видим на примере авторитарного режима нашей страны, где различные ветви власти сжаты в одну и установлена жесткая вертикаль принятия и исполнения решений. С другой стороны система перестала быть управляема, потому что разорваны ключевые связи. Как следствие существует масса, толпа людей, но она полностью сокрыта, не действенна, отличается пассивным поведением и отсутствием мотивации к созиданию. Нарушился культурный, энергетический, генетический, ценностный обмен. Вообще - обмен.

Третий пункт выходит из двух предыдущих. Субъект всегда имеет свой интерес, за что-то борется: право создавать, право изменять, право влиять на существующее положение дел.  Разорванные связи внутри этноса и дрейф вовне самых энергичных людей лишают этнос «сопротивляемости» (устойчивости) в общении с другими этносами (культурами). Делает его объектом или субстратом для новых этнокультурных образований.

Вывод

Мой вывод в общем такой. Социальная структура сильно зависит от этнической структуры, но сегодня первая может существовать без четкого основания второй и поддерживаться из вне какое-то время. Такая система очень слабая и нежизнеспособная. Для неё характерно «утечка». Возникает вопрос. Нужно ли опираться только на эту симуляцию  или необходимо найти вторую составляющую для создания здесь нового этноса, т.е. точки притяжения?

И мой вывод адресуемый каждому слушателю здесь присутствующему. Если вы хотите решать проблемы других социумов - это ваше право. Если вы хотите больше удобств - это ваше право. Если вы хотите уйти от всех проблем подальше - это также ваше право. Но даже за это право вам нужно будет постараться ещё больше, чем здесь. Решая, борясь и создавая. От этих трёх этапов никуда не уйдёшь.

ойкумена, политика, сообщество, теория пассионарности, дедукция, страсть

Previous post Next post
Up