Старым пердуном быть не так уж и плохо.
Чего только стоит возможность презрительно ухмыльнуться, читая новость о какой-то очередной новинке в мире IT. Ухмыльнуться, и сказать, что было уже такое. Причем давно, еще лет двадцать назад!...
Я вот, к примеру, настолько старый, что очень хорошо помню, когда в середине 90-х стало модным словечко "мультимедиа" и в обиход вошло понятие "мультимедийный персональный компьютер". Дело в том, что IBM PC (о! еще одно словечко той эпохи) изначально создавался как компьютер для бизнеса. В параллельном мире жили более "домашние", а следовательно и более мультимедийные, Amiga и Macintosh, а PCшка изначально была сурова как архиватор arj. Однако бешеный успех платформы в конце-концов привел к тому, что x86 компьютеры стали проникать в нехарактерные для себя ниши. И если звуковые карты (привет, Sound Blaster!) существовали на платформе довольно давно, то бум CD-ROM'ов, по крайней мере на территории СНГ, начался как раз в середине 90-х (чтобы понять какой это был прорыв, отмечу, что CD был по емкости в несколько раз больше чем типичный HDD компьютера той эпохи, а информацию вообще таскали на дискетах емкостью в мегабайт с хвостиком). Так вот, PC со звуковой картой и CD-ROM внезапно стали называться "мультимедийными".
И вот как раз в ту былинную эпоху появился новый модный тип игрушек.
Жанр игра-тир (он же rail shooter, он же virtual Shooting) был придуман для аркадных автоматов еще в 80-е, но именно в век "мультимедиа" была открыта новая тема -- забивать весь CD под завязку записанными видеороликами, в которых игрок мог мышкой отстреливать появляющихся на экране гадов. От самого факта показа "настоящего" видео на экране ПК людям в те годы рвало башню, а если в процессе просмотра можно еще и самому поучаствовать в действии!... Правда, играть в такие игры мог позволить себе далеко не каждый -- пиратский CD стоил не очень дешево, поэтому гораздо интереснее было купить диск с доброй сотней игр (зачастую CD-RIPнутых), чем диск всего лишь с одной игрой, которая, к тому же, очень быстро надоедала.
Кстати, многих именно приход эры "мультимедиа" озаботил вопросом установки нормальных дров для видеокарты в Windows (речь идет больше об эпохе 3.1, а не Win95). Для MS-DOS был заветный драйвер UniVBE (помним такое?) а вот винда по умолчанию давала VGA'шные 640x480 при 16-ти цветах и подавляющее большинство населения это устраивало (ворду больше и не надо!). С поддержкой SVGA у видиков были разнобой и чехорда, поэтому требовался драйвер, чтобы включить 640x480 да на 256 цветов (причем это режим с выбором цветов из палитры!) и получить возможность крутить на экране своего PC видео!...
Бррр... в общем так глубоко я копнул лишь для того, чтобы вспомнить про эти самые тупорылые видео-тиры времен "мультимедиа". А вспомнил я их вот почему.
В прошлом месяце небезызвестная id Software выпустила для iOS игрушку-тир под названием RAGE: Mutant Bash TV.
Вчера Epic Games выпустила Infinity Blade для iOS.
Вы поняли на что я намекаю?
Две очень серьезные компании, у которых за плечами классические шутеры от первого лица, выпускают очень красивые и технологичные казуальные игры с предельно тупорылым и примитивным геймплеем. И смотрю я на эти игры для iOS и мне "мультимедиа" стрелялки эпохи позднего MS-DOS сразу на ум приходят. Вы же снимите с Infinity Blade все его технологичную обертку и получите голого короля, с заурядным геймплеем какого-нить Fruit Ninja.
По-моему, это общая тенденция.
Я очень давно отошел от игры на PC, но недавно видел как друг гонял в какой-то последний Call of Duty. И что я увидел? Примитивные линейные уровни, в которых игрока гонят по узенькой накатанной колее лишь для того, чтобы показать максимум скриптованных сцен и всяких зрелищных штучек, непосредственно игроком не управляемых. Это такое масштабный, зрелищный блокбастер, в котором игрок иногда подключается чтобы сделать ровно тот минимум, который требуется для того, чтобы начать смотреть "кино" дальше.
Зрелищность, в угоду которой имеем жуткий примитивизм гейплея, который не имеет ничего общего с классикой в лице того же Doom.
В принципе, чего еще требовать от iOS, в которой казуальность есть самая ее суть. Страшно другое, если на создание таких подделок тратят силы монстры индустрии, не окажутся ли в загоне обычные игры с серьезным геймплеем? Ведь зачем разрабатывать игру, в которую будет играть несколько десятков тысяч человек, если можно делать игру для миллионов?...
И еще один момент. В огромном числе игр управление с помощью сенсорного экрана стоит за гранью добра и зла. Аркада, управляемая виртуальными кнопками на дисплее вместо джойстика, это полный пиздец, и iOS игры подвержены этому пиздецу в полной мере. И эту проблему вижу не только я -- именно поэтому Rage и IB это фактически rail shooter, а не что-то другое.
Как-то так.
Геймлей Infinity Blade --
http://www.youtube.com/watch?v=WiE8lKl_T04&feature=player_embedded зы. О! А еще на волне IB вспомнил Die by the Sword. Помните такую штуку, где мышкой мы непосредственно управляли рукой персонажа, в которой у него был зажат меч? Где можно было рубить руки-ноги?