В освоении мужской модой вторичных заимствований из женского гардероба (вторичных - поскольку не так много найдётся предметов современной женской одежды, у которых не было бы прототипов среди мужских облачений разных времён и народов) можно выделить три основных направления.
Одно из них можно назвать практическим, так как оно основывается, в первую очередь, на соображениях комфорта и удобства. Именно с такой точки зрения рассматриваются в нём юбки, килты, саронги, хитоны, туники и другие виды альтернативной одежды, обозначаемой английской аббревиатурой MUG (men's unbifurcated garments). Эти изделия отличает добротность, функциональность, просторность, граничащая с этакой симпатичной неуклюжестью, и, как правило, связь с национальными традициями. Одну из дочерних разновидностей килтов так и назвали - utilikilts (практичные килты). В общем, надел, пошёл, и море тебе по колено. Такая одежда больше всего подходит для путешествий и активного отдыха на природе, прежде всего, в тёплое и жаркое время года, так как, помимо свободы движений, обеспечивает хорошую терморегуляцию и вентилируемость. Бельё подбирается соответствующее, обувь тоже - всё исходя из удобства - а колготки и чулки здесь чаще всего просто не нужны.
Другое направление - неформально-романтическое. Здесь на первом месте уже не удобство, а знаковая, информирующая функция альтернативной одежды, которая превращается в символ протеста против чрезмерно жёстких "дресс-кодов", навязываемых обществом, и становится как бы личной "декларацией независимости". Такая юбка-символ свободы может указывать на принадлежность к одной из субкультур, хотя и не обязательно. Наверное, стоило бы собрать какой-то материал о вкладе готов и других субкультур в создание альтернативной мужской одежды, хотя это большая специальная работа. Разумеется, протестом против унификации стиля одежды дело не ограничивается, мотивация здесь гораздо глубже. Юбка на мужчине - это разрыв не только с диктуемыми нам стандартами внешнего вида, но в конечном счёте - и со всей идеологией евроцентристского общества потребления. Но это тоже тема не одной статьи.
Наконец, эротико-релаксационное направление. Поскольку эротика - часть культуры и в сильнейшей степени опирается на символы, это направление не всегда можно чётко отделить от предыдущего. В ряде случаев можно говорить о "романтическом" и "эротическом" аспектах одного и того же костюма и стиля. Вместе с тем, у такой одежды есть ряд признаков и свойств, которые позволяют рассматривать её совершенно самостоятельно и заслуживают подробного анализа. Здесь я лишь назову их. Во-первых, это подчёркивание тела, его эротическая манифестация. Человек, надевший эффектное платье, изящную обувь, красивые чулки или колготки, получает наслаждение и от своего собственного вида, и от ощущения на себе заинтересованных взглядов противоположного пола. И при этом неважно, кто ты - мужчина или женщина, разница только в объекте и стиле подчёркивания. Во многих случаях и разница трудноуловима - юбка или платье в сочетании с колготками/чулками потенциально эротичны для обоих полов, поскольку открывают и акцентируют ноги, обеспечивая доступ к области гениталий. Во-вторых - это совершенно особенные тактильные ощущения при ношении одежды. Свобода и раскованность движений, лёгкий массаж обтянутых чулками ног, праздничное чувство окрылённости, когда идёшь на каблуках... Все эти ощущения лишь по недоразумению сделаны монополией прекрасной половины - на самом деле они доступны всем. Должны быть. Разумеется, совершенно иной характер приобретает и эротическое взаимодействие мужчин и женщин, одетых подобным образом.
Такие вот вопросы тянет за собой либерализация мужской моды. Это, конечно, лишь вершки, они же сливки. Но необходимость в этой записи ощущалась давно - чтобы систематизировать уже помещённый здесь материал, разбить его на категории. В принципе, каждая из них может обсуждаться отдельно.