"*Фристайл" - свобода или фиаско? ч.1

Jun 17, 2011 18:53

Предлагаю обещанный перевод программной статьи с сайта www.kiltmen.com. Оригинал находится здесь. Поскольку, как уже было указано в записи Redefining "freestyle", авторское понимание фристайла отличается от моего собственного, слово "фристайл" в русском переводе снабжено звёздочкой.

«*Фристайл» - свобода или фиаско?

Если мы действительно хотим положить конец Тирании Брюк, не нужно путать свободную моду с трансгендеризмом.

Непримиримые позиции (введение)

Если вы бывали в Кафе у Тома, а также на других форумах «мужчин в юбках», то наверняка обратили внимание, что позиции участников этих обсуждений позволяют разделить их на два лагеря.

Один из этих конкурирующих подходов, который мы называем «рыцарским», представлен на данном сайте. «Рыцари», облачаясь в килты и другие юбкоподобные вещи, которые обеспечивают мужчине больше комфорта и свободы в соответствии с его анатомией, склонны придерживаться безусловно маскулинной внешности. Их цель - сделать мужскую моду открытой для освоения такой одежды. Сторонники этого направления исходят из того, что в западном обществе большинство мужчин не решаются носить любые вещи, сходные с юбкой, опасаясь, что это будет воспринято как проявление женственности и кроссдрессинг. Поэтому «рыцари» всячески подчёркивают маскулинность килтов и мужских юбок.

Противоположный подход - так называемый «*фристайл». Это течение основывается на тезисе, что мужчины вольны носить любые одежды без учёта их гендерной принадлежности - точь-в-точь, как это сегодня могут делать женщины в Соединённых Штатах и ряде других стран. На практике сторонники *фристайла весьма разнородны по своим взглядам и предпочтениям, и их нелегко классифицировать. По существу они образуют широкий спектр, располагаясь между двумя основными направлениями:

• Сравнительно маскулинное направление, где женские юбки и другие вещи, традиционно ассоциируемые с женской внешностью, включены в мужской образ и представляют собой часть в целом мужского стиля.
• Ярко выраженное фемининное направление, в котором женская одежда и атрибутика используются для достижения сугубо женской внешности, вплоть до полного перевоплощения, включая парики, косметику, накладной бюст и всё остальное.

Хотя «рыцарей» такой стиль одежды отнюдь не привлекает, они не возражают против того, что мужчина, в принципе, может носить всё, что ему заблагорассудится. Автор этих строк только за такую свободу и готов её продвигать и отстаивать (как показано в конце статьи). Однако сторонники *фристайла хотят большего.

В основе *фристайла лежит крайне радикальная позиция, которая требует полного игнорирования гендерных различий в одежде, и в этом заключается причина конфликта. Экстремисты от *фристайла полагают, что не должно быть вообще никакой «мужской» и «женской» одежды, как и «мужского» и «женского» гендера. Соответственно, в этой ситуации становится невозможной такая вещь, как «кроссдрессинг», поскольку все различия в одежде, связанные с полом, упраздняются. Таких экстремистов приводит в ярость философия «рыцарей», настаивающих на признании гендерных различий и необходимости сохранять маскулинный облик.
В данной статье будет показано, что эти радикальные установки *фристайла:

• бесполезны для целей либерализации моды (fashion freedom);
• нереализуемы в современном мире;
• контрпродуктивны в деле свержения Тирании Брюк и достижения большего признания «безногой» или юбкоподобной (unbifurcated) одежды для мужчин.

Всё это не более, чем утопические разглагольствования теоретиков, озабоченных в действительности не развитием мужской моды, а прежде всего кроссдрессингом. Хотя на словах они пытаются отбросить концепцию гендера как таковую, единственным гендерным началом, против которого они возражают реально, оказывается маскулинность. Этих господ нисколько не заботит введение юбок и другой подобной одежды в мужской гардероб, ведь для них и мужской моды как таковой не существует - они хотели бы носить то же самое, что носят женщины. Ничего страшного в этом нет, но почему не сказать об этом честно и открыто? Если в кроссдрессинге нечего стыдиться, зачем скрывать его за расплывчатым эвфемистическим термином «*фристайл»? Почему нужно любое ношение юбок мужчинами приравнивать к переодеванию в женскую одежду? Увы, в деле продвижения мужских юбок в реальном мире на философии *фристайла далеко не уедешь, этот подход обречен на полное фиаско.

Мужчины, юбки и кроссдрессинг

С незапямятных времен мужчины носили «безногую» (юбкоподобную) одежду. Они делали это исходя из комфорта, практичности и моды, свойственной той или иной эпохе и месту. Точно так же с незапамятных времен некоторым мужчинам нравилось переодеваться в женскую одежду и принимать женский облик. Такое стремление носить одежду противоположного пола получило название трансвестизма или кроссдрессинга.

Мотивы кроссдрессинга могут быть различны. Обычно мужчина не получает от переодевания в женскую одежду никаких практических преимуществ и не повышает таким путём свой статус. Напротив, он часто становится объектом оскорблений и насмешек. Однако половая принадлежность совсем не обязательно означает определённую гендерную идентичность, которая может оказаться на гендерной шкале где угодно между полюсами крайней маскулинности и крайней фемининности, которые к тому же могут давать массу мозаичных сочетаний. Соответственно, некоторые мужчины могут ощущать дискомфорт из-за того, что общество навязывает им чересчур маскулинный образ. В поисках своего настоящего «я» они обращаются к женственности. В стремлении к переодеванию нет ничего аморального. Так устроена жизнь.

Желание носить одежду и приобретать внешность противоположного пола иногда ещё называют трансгендерностью. Оно проявляется в массе индивидуальных вариантов. Обычно это стремление выражается в различных формах спонтанного кроссдрессинга за закрытыми дверями. Часть мужчин идёт дальше и появляется в женской одежде, париках, макияже и с накладной грудью на публике, пытаясь достичь так называемого «пасса». Некоторые прибегают к женским гормонам, чтобы сделать внешность более миловидной и заполучить уже настоящую грудь. Тех, кто идёт ещё дальше и делает операцию по смене пола, называют уже транссексуалами.

Поскольку юбки и платья долгое время были символами женского костюма, их ношение мужчинами связывают с мужским кроссдрессингом. Этот неприятный факт - результат ошибочного стереотипа, согласно которому мужчина, надевший юбку или любую аналогичную одежду, автоматически считается кроссдрессером.

В действительности ношение «безногой» одежды и трансгендерность - две совершенно разных вещи, не имеющие между собой ничего общего. В древности, когда все мужчины носили юбки и туники, переодевание в женскую одежду, тем не менее, было известно. Подтверждением этому служат слова из Второзакония (22:5), где указывается, что «на женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье». Кроссдрессеры есть и среди мужчин-шотландцев, несмотря на доступность мужских юбок-килтов.

И всё-таки множество мужчин не решаются насладиться комфортом килтов и другой юбкоподобной мужской одежды (ЮМО) из-за страха навлечь на себя сомнения в их сексуальной ориентации. Положение потихоньку меняется, и естественная маскулинность килтов, их производных и другой ЮМО начинает всё больше осознаваться и за пределами Шотландии. Хотя килты и аналогичные им вещи пока носит лишь очень небольшое число мужчин, это движение может быть потенциально привлекательным для гораздо более широких масс. Это мужчины, которые пользуются свободой и комфортом ЮМО, подчёркивая свою маскулинность, а не ставя её под сомнение. Таких мы здесь и называем «рыцарями».

Сетевые побоища

В досетевую эпоху мужчины-кроссдрессеры, как правило, жили в полной изоляции друг от друга. Мало у кого хватало смелости на то, чтобы «засветиться», поскольку общество долгое время считало кроссдрессинг половым извращением. Такой «выход из подполья» был чреват позором, развалом семьи, потерей работы и финансовой катастрофой. Даже те, кто скрывал своё увлечение, страдали от чувства вины и стыда.

С появлением интернета для кроссдрессеров внезапно открылся новый сверкающий мир. Теперь они могли, не выходя из дому и не раскрывая своего настоящего имени общаться с сотнями, если не тысячами собратьев по интересам. Они стали обмениваться информацией в новостных группах, на всевозможных сетевых форумах, создавать свои сайты, где можно было делиться фотографиями en femme. Они создали виртуальный мир, в котором трансгендерность стала рассматриваться как достоинство, а не как перверсия, а выработанный обществом стереотип мужчины с презрением отвергался. Воодушевленное и ободрённое взаимной поддержкой, трансгендерное сообщество быстро стало одним из самых сильных и сплочённых в Сети. Что касается темы «мужчин в юбках», трангендеристы её попросту присвоили.

Однако постепенно на сцене появились мужчины, совсем по-иному заинтересованные в юбкоподобной одежде - мужчины в килтах. Свобода и комфорт юбок привлекала всё новых сторонников такой одежды, которые, вместе с тем, не желали расставаться с маскулинным обликом, даже в тех случаях, когда им приходилось покупать юбки в отделах женского платья. Число приверженцев ношения «мужественных» юбок в Сети стало расти, одновременно увеличивалось и количество ресурсов, посвящённых килтам, различным вариантам мужских юбок на основе килта и другой ЮМО.

Маскулинные килтоносцы, которые после выхода в свет известного фильма ["Храброе сердце" (Braveheart) Мэла Гибсона - прим. перев.] получили прозвище «рыцари» = «храбрые сердца», выступили со своей собственной концепцией. Они искали свободы носить «безногую» одежду, не ставя под сомнение своё мужское естество. Соответственно, для них было важно подчеркнуть маскулинность килтов и других юбок. Но едва сторонники этого взгляда попытались изложить его в новостных группах и на сетевых форумах, они оказались на территории, занятой хорошо окопавшимися трансгендеристами.

Ввиду личной заинтересованности в прямо противоположном, трансгендеристы враждебно встречают всякого, кто утверждает, что для мужчины важно выглядеть маскулинно. Не удивительно, что «рыцари», выступавшие за мужской облик, были причислены ими к «заклятым врагам». Трансгендеристы отождествляют «рыцарей» со трансфобными фанатиками, которые травили и преследовали их в прошлом. «Рыцари» для них - нежелательные пришельцы, явившиеся отравить тестостероном их трансгендерный рай. Поэтому трансгендеристы не жалели сарказма в адрес «рыцарей». Дошло до того, что само употребление слова «маскулинный» вызывало вспышку флейма в сетевых дискуссиях.

В противоположность этому, «рыцари» стали считать противниками всех, кто ношение юбкоподобной одежды приравнивал к отказу от маскулинности и полагал, что мужчина, надевший килт, желает выглядеть женственнее. Так возникло противостояние сторонников «рыцарского» стиля с теми, кто считал фемининность единственной «законной» причиной для ношения юбки. Победа этой точки зрения укрепила бы сторонников тирании брюк в подозрениях по отношению к «рыцарям», в чьей маскулинности они сомневались. Таким образом, трансгендеристы приобрели жёстких оппонентов в лице «рыцарей». Все попытки последних объяснить причины своего беспокойства наталкивались на обвинения в фанатизме и трансфобии.

Последние несколько лет эти вопросы и были тем маслом, что обильно лилось в огонь «священных войн» между мужчинами в юбках - от новостной группы alt.fashion до форума Fashion Threads, различных потомков Кафе Тома и Chris' Atrium (последний отделился от Тома после особенно жестокой перебранки между соперничающими лагерями).

«*Фристайлом» по скользкой дорожке

В 1997 году участники форума Кафе Тома попытались организоваться для объединения всех мужчин в килтах и юбках вокруг общих идей и ценностей. Однако начавшиеся дискуссии только лишний раз показали, насколько глубок раскол. Тогда обозначилась линия водораздела между «рыцарями» и их разнообразными противниками, возражавшими против маскулинности в образе, на которой те настаивали.

Эта вторая группировка в конце концов получила название «*фристайлеры». В соответствии с идеологической платформой этого направления, у мужчин должны быть те же права в одежде, что и у женщин. Мужчины должны пользоваться свободой облачаться в женскую одежду, в той же степени, в какой сегодня женщины (по крайней мере, в США и ряде других стран) обладают свободой носить мужские вещи. Женщину вполне можно увидеть в мужской рубашке или джинсах, да и брюки, сшитые специально на женскую фигуру, также могут выглядеть вполне маскулинно. Так что плохого, если мужчина иногда наденет женскую юбку или блузку или же будет щеголять в юбке женственного фасона, хотя и пошитой по его мерке? Хотя далеко не все «рыцари», включая автора этих строк, горят желанием так одеваться, это допущение выглядело вполне резонным. Если бы цель *фристайла заключалась именно в этом, причины для конфликта не было бы вовсе.

Однако некоторые из наиболее активных сторонников *фристайла не пожелали разумно подойти к такому равенству возможностей. Они настаивали на полной, неограниченной свободе мужчин носить абсолютно любые предметы из женского гардероба и использовать любые средства, чтобы походить на женщин. Все попытки найти разумный компромисс оказались тщетными.

Можно ли согласиться с тем, чтобы мужчины носили «мужественные» юбки? Ни в коем случае, отвечали радикальные *фристайлеры, мужчина имеет право носить любые юбки, сколь бы женственно они ни выглядели. Более того, не должна ущемляться и свобода носить все остальные предметы дамского гардероба - комбинации, панталоны, блузки, колготки, обувь на высоком каблуке и т.п. Пусть так. Тогда можем ли мы хотя бы принять, что даже если на мужчине женская одежда, в остальном он должен безошибочно опознаваться как мужчина? - Ни в коем случае, мужчина вполне может появляться в женском парике и макияже, если это соответствует его внутренним устремлениям. Но, может быть, мы, по крайней мере, можем исключить из рассмотрения тех, кто носит бюстгальтер, не испытывая в том потребности, и пользуется накладным бюстом? Нет, упорствуют радикальные *фристайлеры, это означало бы некие правила, предписывающие мужчинам что-то носить либо не носить. А правил никаких быть не должно, иначе какая же это либерализация моды?

На практике всё это означало отсутствие какой бы то ни было линии раздела между «*фристайлом» и тем, что обычно называют кроссдрессингом, трансвестизмом или просто переодеванием в женскую одежду. Эта крайняя точка зрения по-прежнему имеет сторонников. Недавно на сайте Men's Free Style Fashion было представлено описание практического *фристайла с использованием всевозможной женской одежды и косметики. Тем не менее, оно было подвергнуто критике - за попытку разграничить *фристайл и кроссдрессинг, исключив накладные груди и любые приспособления, позволяющие имитировать формы женского тела.

Почему же некоторые «*фристайлеры» настаивают на таких крайних формах перевоплощения? Разумеется, это не имеет никакого отношения к мужской моде, поскольку совершенно порывает с мужским гардеробом. Кроме того, в данном случае не может быть и речи о равных правах с женщинами на кроссгендерную одежду. Хотя женщина и может иногда надеть что-то мужское, обычно она носит вещи, которые скроены и предназначены специально для женщин. Если женщины и облачаются в мужскую одежду, они, как правило, стараются выглядеть фемининно. Даже те из них, кто культивирует мужеподобность «а-ля буч», не пытаются перевоплощаться в мужчин. Они не носят накладных усов и бород, не имитируют мужские гениталии при помощи специальных набивных бандажей. Так почему для части *фристайлеров так важно носить не только женскую одежду, но ещё и парики, фальшивый бюст, а также делать макияж?

Для любого непредвзятого человека трансгендерные мотивы этого, с позволения сказать, *фристайла более чем очевидны. Речь идёт о попытке спрятать полный арсенал кроссдрессинга за новым словом, представив *фристайл как новое течение в мужской моде вместо того, чтобы признать его трансгендерные мотивы и устремления. Я не возражаю против права мужчин переодеваться в женскую одежду (о чём ясно свидетельствуют мои предложения в конце этой статьи) и считаю, что права и свободы трансгендерных мужчин должны быть под защитой. Однако эти вопросы должны рассматриваться отдельно с учётом их специфики. Переодевание для удовлетворения трансгендерных потребностей ничего общего не имеет с мужской модой. Трансгендеристам нельзя позволить прибрать к рукам движение «мужчин в юбках». Это было бы серьёзным шагом назад в нашей борьбе против тирании брюк.

Трансгендерные аспекты программы *фристайла далеко не ограничиваются разрешением для мужчин переодеваться в женскую одежду. Многие фристайлеры хотят полностью упразднить какие-либо гендерные различия в костюме - как, видимо, и само понятие гендера. Они призывают исключить из употребления и термин «кроссдрессинг», поскольку настаивают, что в одежде не должно быть гендерных меток. Не должно быть никакой «мужской одежды» и «женской одежды» - только просто «одежда». Более того, многие *фристайлеры также возражают против гендерных определений «маскулинный» и «фемининный». По их мнению, не должно быть ни «маскулинных», ни «фемининных» людей, должны быть просто «люди». Каждый человек - это, прежде всего, личность, без всяких гендерных ограничений. Другими словами, им недостаточно игнорировать гендер в своей собственной жизни, им нужно, чтобы и все остальные подчинялись этому взгляду. Они хотят навязать свою атипичную гендерную ориентацию всему обществу как норму!

Читать продолжение

трансгендерность, ссылки, перевод, философия фристайла, дискуссии, кроссдрессинг

Previous post Next post
Up