Две страны

May 28, 2020 20:10

Представьте себе две страны. Одна из них по численности населения средних размеров - где-то с две Швеции. Вторая побольше, сопоставима с Японией или Мексикой. В первой стране уровень заражённости SARS-CoV-2 (общее число выявленных случаев) составляет на сегодня свыше 10 000 на миллион жителей. При этом текущая смертность - 127 человек на миллион, текущая оценка летальности по закрытым случаям - 3,3%, а доля "выздоровевших", то есть избавившихся от вируса (правильнее их называть реабилитированными), составляет менее 36%. Во второй стране ситуация иная. Там сейчас выявлено 1240 случаев на миллион населения. Текущая смертность - 10,6 человек на миллион, летальность - 1,8%, доля реабилитированных - 43%. Не правда ли, это совершенно разные страны - не только по размерам, но и по эпидемиологической ситуации?

Возможно, наиболее догадливые читатели уже поняли, что речь идёт о Московском регионе и противостоящей ему провинциальной России (Петербург с его промежуточными показателями для вящей наглядности из этого представления исключён). По доле выявленных случаев Москва с областью оставляет далеко позади практически все страны, уступая только крохотным Сан-Марино и Ватикану, да ещё Катару. По смертности уступает США и наиболее пострадавшим странам Западной Европы, где от 304 (США) до 808 (Бельгия) смертей на миллион, но уверенно обходит Иран, Турцию, Германию и Бразилию. Замкадная Россия по доле случаев занимает 61-место, втискиваясь между Сербией и Финляндией, по смертности - 84-е, располагаясь между Албанией и Катаром. (В последнем, несмотря на относительно очень высокое число заражённых, чуть не 2% от всего населения, публика решительно отказывается умирать от коронавируса.)



Итак, "Московия" - это, вне всяких сомнений, Европа в самом лихом смысле этого слова, если судить по коронавирусным показателям. Посконное же Замкадье теряется среди огромной массы стран и территорий, которые обычно остаются вне новостных сводок. Ведь там недоэпидемия коронавируса унесла, в пересчёте на миллион человек, меньше жизней, чем за месяц (!) погибает в ДТП (среднемировой показатель - 18,8). Таких стран в сводной таблице по COVID-19 сейчас 146 - всё, что ниже Болгарии, если проранжировать по убыванию столбец Deaths/1 M pop, щёлкнув по его заголовку.

Не приходится сомневаться, что если бы Москву вовремя закрыли, контраст был бы ещё более разительным. Из семи областей, граничащих с Московской, пять занимают высокие места в общероссийском рейтинге заражённости: Калужская - 9-е место, Тульская - 11-е, Рязанская - 13-е, Ярославская - 17-е, Владимирская - 26-е. Смоленская область на 38-м месте и Тверская - на 54-м. При этом по числу умерших Тульская на 13-м месте, Калужская и Смоленская делят ещё с двумя регионами 14-е, Тверская ещё с одним - 15-е, а Владимирская с ещё несколькими - 18-е.

Конечно, статистика показывает, что доля Москвы и всего Московского региона в общей картине постепенно снижается. Если сегодня на него приходится около 35% новых случаев, выявляемых в стране за сутки, то ещё в начале мая эта доля составляла заметно более половины. То есть, по идее, логично предположить, что регионы ещё могут нагнать столицу. Но тут есть странный момент - я не зря привёл в начале процент реабилитированных. Во многих регионах их количество превысило, местами весьма значительно, число наблюдаемых (неправ. "активных") случаев. Таковы Краснодарский край (10-я строчка рейтинга, 1160 наблюдаемых и 2393 реабилитированных), Брянская область (12-е место, 1439 против 1893), Татарстан (15-е место, 666 против 2350) и многие другие, всего 27 субъектов федерации. Ещё не меньше десятка к 50%-му рубежу подошли вплотную. Везде говорят и пишут, что Москва по развитию эпидпроцесса опережает остальную Россию, но, как видите, дело обстоит ровно наоборот - в провинции стало больше случаев, чем в столице, но ещё больше людей успевает переболеть или просто бессимптомно изжить заразу.

Возможно, в нескольких новых очагах, которые сейчас обозначились вдали от столиц (Дагестан, Нижний Новгород, Е-бург, Красноярск) ещё некоторое время будет наблюдаться активный рост инфекции. Но едва ли пропасть между Москвой и провинцией успеет существенно сократиться к концу эпидемии, который не за горами, как показывает мировой опыт. Распространение SARS-CoV-2 характеризуется явной частотной зависимостью с выраженным пороговым эффектом. Это означает, что в небольших концентрациях вирус может довольно долго циркулировать в популяции, не приводя к массовому заражению и не вызывая высокой смертности. Но если в одном месте скапливается слишком много носителей, экспансия может приобрести взрывообразный характер. Особенно если для противодействия ей не принять адекватных мер, как это случилось в Москве.

Илл.: http://chayan-journal.ru/karikatura-dnya/821

covid-19, Европа, расследования, экология человека, здоровье, карикатура, важно, чрезвычайные ситуации, безопасность, РФ, размышления, прогнозы

Previous post Next post
Up