После
референдума в Соединённом Королевстве, итоги которого вылились в одно коротенькое словечко "брексит"***, в Шотландии, которая, как известно, не разделила евроскептицизм англичан, вновь заговорили о возможности развода. Любопытно в этой связи вспомнить, что
писали по поводу шотландского референдума о независимости два года назад:
"Шотландия могла бы подать пример другим. Если шотландцы получат собственную государственность, на каком основании может Испания отказать в этом каталонцам или баскам? Почему Фламандскому региону не выйти из состава Бельгии? Хотя это был бы тяжелый удар, потому что Валлонскому региону без Фландрии, где больше населения и сильнее экономика, просто не выжить. Что будет с Валлонией? (...)
Во многих из названных регионов еще сотни или десятки лет назад можно было говорить о дискриминации. Сегодня - нет. Лондон никоим образом не ущемляет шотландцев в культурном отношении. У них давно уже есть собственный региональный парламент. Не меньше автономии и у каталонцев. Премьер-министр Великобритании Дэвид Камерон, пусть с запозданием, предлагает еще больше расширить возможности местного самоуправления в Шотландии. В наши дни в рамках Евросоюза не нужно иметь отдельное государство, чтобы сохранить национальную самобытность."
Вот видите, какая петрушка. При разумном устройстве государства сепаратисты неизбежно остаются без работы. Если, конечно, не возникнет какая-нибудь особая ситуация. В случае с Великобританией такой ситуацией стала победа евроскептиков и реальная перспектива выхода из ЕС, что не устраивает шотландцев. В северной Италии, где уже четыре региональных совета проголосовали за отмену антироссийских санкций, сепаратизм, напротив, подогревается недовольством политикой Брюсселя, не желающего эти санкции отменять.
Заметьте, что речь идёт о недовольстве 1) абсолютно мирными событиями с демократическим волеизъявлением граждан и 2) всё это происходит в регионах, имеющих приличный уровень хозяйственной и культурной автономии и развитое местное самоуправление. Тем не менее, центробежные тенденции, как мы видим, вполне реальны. А теперь представьте себе, что ни одно из этих условий не соблюдено и мы имеем насильственную смену режима в унитарном полиэтническом государстве. Т.е. как раз то, что произошло на бывшей Украине.
Но только отделение Шотландии, если ему суждено произойти, будет очередной победой демократии, а отказ Донбасса подчиниться Киеву - это террористические вылазки озверевших сепаров. Такие сравнения полезно проводить время от времени. Для демонстрации беспримерной наглости необандеровцев, захвативших власть на БУ. Надеюсь, после
переименования Московского проспекта в Киеве эта клика окончательно заслужила такую кличку.
*** Довольно странное написание, с учётом того, что в слове "экзит-полл", также образованном от exit, мы пишем "з", а не "с".