Одним из наиболее болезненных открытий и уроков украинского кризиса надо признать отказ немалой части русского населения бывшей Украины от русской этнополитической и этнокультурной идентичности. За четверть века огромное количество этнических русских в этом постсоветском государстве перестало отождествлять себя с русской цивилизацией и культурой. Хуже того, их отношение к своим сородичам по другую сторону границы с РФ стало настороженным, а порой и откровенно враждебным. В результате в минувшем году мы получили то, что совсем недавно не могло привидеться даже в липком кошмаре - на юго-западе исторической России русские начали стрелять в русских. Трещина ненависти и отчуждения прошла сквозь дружбы, семьи, сердца... Эта новоявленная масса русскоговорящих манкуртов, отказывающихся от русской идентичности, получила убийственно точное название - вырусь.
Трудно назвать другой разделённый народ, часть которого (и это десятки миллионов!) за такой исторически ничтожный срок претерпела бы столь впечатляющую метаморфозу. Вы в состоянии себе представить восточных немцев, которые в своё время объявили бы западным, что они теперь уже совсем другой народ и ни о каком воссоединении не может быть и речи? Или, может быть, вы допускаете, что курды Ближнего Востока оставят лелеемую мечту о собственном государстве и станут маршировать по улицам с лозунгами за единую Турцию или единый Ирак? И даже в Северной Корее, боюсь, не снискало бы такой бешеной популярности стихотворение, аналогичное "Никогда мы не будем братьями". Везде, во все времена и при любой погоде для всякого народа естественным и насущным является стремление к геополитическому единству, к созданию и обустройству собственного дома, собственного ареала обитания, дискретного по отношению к ареалам соседних народов.
Что же происходит? Можно ли говорить о своеобразном "синдроме иммунодефицита", поразившем русских, которые в результате утратили способность к сохранению национальной идентичности? Или же всё дело в специфике процессов нациогенеза в государстве "Украина"? Эта специфика уже отчасти рассматривалась мною в
стартовом посте "украинской серии". Кратко суть дела в следующем. Выделение юго-западных губерний бывшей Российской империи в национальную союзную республику нарушило ход уже практически завершённого формирования русской нации и запустило конкурирующий процесс украинского нациогенеза, точнее, вывело его из криптической фазы конца 19-го - начала 20-го вв.
В рамках навязанной нам большевистской этноисториографией концепции "трёх братских народов" субэтносы русского народа (малорусы, великорусы и белорусы) получили статус самостоятельных этносов, что и стало предпосылкой образования национальных государств и начала формирования соответствующих политических наций - украинской, белорусской и (фактически) великорусской, причём последнюю, несмотря на сокращение объёма понятия, продолжают именовать русской. В отличие от Белоруссии и Украины, где нациогенез организуется и поддерживается пассионарными центрами, целиком лежащими в пределах этих государств, формирование "РФ-центрической" нации тормозится наличием многомиллионных русских общин за пределами Российской федерации. Недавнее присоединение Крыма - наглядная иллюстрация этого нехитрого тезиса для тех наивных людей, которые убеждены, что русская нация давно сформирована.
При этом если в неславянских государствах вроде Казахстана русские чётко противопоставлены титульным нациям и по этой причине легче вовлекаются в орбиту русского нациогенеза, прежде всего, посредством культурных механизмов, то на бывшей Украине такое противопоставление почти не выражено. Напротив, близость языков (вплоть до наличия континуума переходных форм в диалектной и разговорной речи), частичное конфессиональное единство и практически полное отсутствие культуры федерализма, который попросту табуирован, активно используются для вовлечения русского этнического материала в вихрь формирования украинской политической нации. Очевидно, что консолидация последней в данном случае происходит на базе неких общих ценностей, изначально заложенных в украинский проект (см. ниже), а полная языковая и культурная ассимиляция русских отложена на поколение-два - хотя болезненные
щелчки по носу вырусь получает уже сейчас.
Таким образом, мы оказались перед очень важной развилкой русского нациогенеза. Если пути русской и украинской политической нации уже необратимо разошлись, то вопрос, в каких границах замкнётся русский нациогенез, пока не решён и стоит сегодня как никогда остро. Либо это будет некая "россиянская" (велико)русская нация, которая оказалась неспособна принять в себя русских за пределами РФ, либо эта нация состоится в границах русской языковой области (за исключением этнополитически необратимо украинизированных территорий). Поскольку эта область охватывает не только великорусские, но также малорусские и белорусские говоры, естественно ожидать, что в состав русской нации войдут также малорусы и белорусы, не вовлечённые в украинский и белорусский нациогенез.
Прохождение этой точки бифуркации зависит от осознания важности данного исторического этапа во всём русском мире и в пределах Российской Федерации в особенности. К сожалению, поведение РФ, которая из всего юго-востока б.У. признала русским только Крым, значительной частью русских других областей исторической Новороссии справедливо рассматривается как предательство. Но политические перемены готовятся переменами в сознании и языке. Если в российском дискурсе доминирующей и приоритетной не станет тема сохранения целостности русского мира, дальнейшая фрагментация русского народа на несколько этнополитических образований, а в будущем и самостоятельных этносов неизбежна, что по геополитическим последствиям сравнимо с окатоличиванием западного и части южного славянства на рубеже I и II тысячелетий н.э.
Для утверждения русского ирредентизма хотя бы в культурном пространстве необходимо отказаться от терминологической системы, унаследованной от советского периода, и для обозначения этнополитических реалий и ценностей создать новую терминосистему, ориентированную на замыкание русского нациогенеза в максимально широких границах. Об этом я рассчитываю написать отдельно и подробно. Думается, что термин и понятие "вырусь" заслуживают в этой терминосистеме видного места.
Термин
придуман в 2004 г. (в контексте весьма мутной, на мой взгляд, дискуссии о русском национализме и этнической чистоте) и первоначально был использован для обозначения космополитически-приспособленческого отпадения от русских ценностей. Впоследствии так стали
называть людей с русскими корнями, ненавидящих всё русское и не желающих иметь с русскими ничего общего. Презрительное словцо, построенное по той же модели, что "выкрест" и "выродок", некоторое время обреталось на околицах языка, не находя толкового применения, и оказалось по-настоящему востребованным после победы радикальных националистов на бывшей Украине. Появилась даже
статья в сетевой энциклопедии "Традиция":
"В результате потери существенных черт русской идентичности, например, языка (человек не считает русский язык родным) или самоидентификации (человек не считает себя русским), человек не может более считаться частью русского народа и отпадает от него. Если при этом человек примыкает к
неруси, то он переходит в категорию вырусь.
Причиной утраты русской идентичности может, в частности, быть проживание в нерусской или антирусской среде. К выруси не относятся люди, не бывшие носителями русской идентичности и не происходящие от её носителей. (...)
Вырусь представляет собой денационализированный материал, который используется для нерусского этногенеза (см. ассимиляция), включения в антинациональные, вненациональные, антирусские общности."
Выше мы коснулись вопроса о ценностной основе такой ассимиляции. Очевидно, что никаких позитивных ценностей (кроме циничной евроинтеграционной сказки) укропассионарии предложить гражданам б.У. не могут. Действительно, Украина - такое же олигархическое государство, как и РФ, только с ещё более высоким уровнем правового беспредела и коррупции, не говоря уже о заметно более низком уровне жизни. Поэтому сплочение вокруг "украинской идеи" построено на создании образа врага в лице РФ (и прорусских сил в самой б.У.) и медийном накачивании этого образа негативными разрушительными эмоциями, вызывающими массовую невротизацию общества. Слова "Украина", "украинский", напротив, интенсивно нагружаются положительными эмоциями и смыслом. Рефлексирование ситуации, её критический анализ при этом заблокированы, а естественное ощущение принадлежности к русской культуре и русскому миру подавляется аффективными реакциями отторжения "навязанного чужого". Обратимость подобных трансформаций человеческой психики далеко не очевидна.
Для русскоговорящего человека переход в состояние выруси психологически чрезвычайно болезнен, поскольку язык имплицитно является носителем той самой культуры в самом широком смысле, которую индивидуум отринул, что порождает общественно опасный внутренний конфликт шизофренического толка. Исчерпывающе точно об этом
сказано у публициста Романа Носикова:
Беда украинцев в том, что эта великая, сложная, дающая истинную человеческую полноценность, высокая культура мирового значения - у нас с ними общая.
Это - Великая Русская Культура. Она у нас общая потому, что мы её создавали сообща.
А следовательно, с точки зрения того, кто хочет оторвать украинцев от русских навсегда, - эта культура - помеха. И значит, её нужно уничтожить.
(...)
Словом, на том месте, где у человека, полноценного человека, у русского должна находиться высокая культура, у продукта украинизации находится обугленная чёрная дыра, присыпанная по краям «кохайтеся чорнобривi, та не з москалями» и «вражою злою кровью волю окропите». Потому, что больше ничего ему не оставлено.
(...)
Вырусь автоматически является вылюдью.
Подчеркну: Украина - проект по расчеловечиванию огромной общности людей, по производству из русских нелюдей под руководством выруси.
(...)
Историческая миссия России - не только положить конец античеловеческому проекту, но и вернуть культуру и человечность жертвам этого эксперимента.
Возразить на это могу лишь одно - античеловеческий проект частично удался, и, как уже было сказано выше, создание украинской политической нации (в просторечии - "свидомых украинцев") - процесс необратимый (хотя и незавершённый), и средств культурного воздействия на его дефинитивную стадию у сегодняшней России практически нет. Но остановить всасывание теряющих национальную почву под ногами русских людей в воронку украинского нациогенеза мы можем и обязаны.
И для начала перестать идти на поводу у кремлёвских СМИ, упорно именующих "украинцами" русских Новороссии, мы тем более можем.