Анадырь Татьяны Устиновой

Sep 03, 2016 09:35

Недавно случайно обнаружил комментарий к одной фотографии (Аркадия Сухонина в моём альбоме)
ВК Алена Ковалева
Читаю Устинову " Где-то на краю света". Подумала, что имя фотохудожника в книге не выдумка, залезла в интернет, а там такие чудесные фотографии...

Пришлось посмотреть, что это за "Где-то на краю света".  Оказалось, детектив, действие которого происходит в современном Анадыре.
Прочёл (по диагонали).  Кто желает, может и сам прочесть тут. Отчасти стало понятно, как варганятся такие детективы.

Я помню, что Устинову приглашали (видимо это вкусы анадырского департамента культуры) на празднование дня города в июле 2011 года, заодно тогда вместе с Устиновой приглашали шоу-группу "Россияне" (не путать с легендарной рок-группой). Значит, поездка не прошла даром, писательница детективов использовала свои наблюдения экзотического города Анадыря (конечно, Анадырь никакая не экзотическая Чукотка сейчас, а скорее какое-то административно-территориальное недоразумение). Однако то, что она впрямую описывает существующие места, адреса, улицы, радиостанцию и даже упоминает некоторых реальных людей (того же Сухонина) заставляет более придирчиво относиться к тексту, не позволяя все ляпы списывать на авторский вымысел.


Героиня, некая Лиля отправляется в командировку в Анадырь. Осматривать "Радио-Пургу". "Пургу" приобрёл какой-то московский холдинг, который и послал Лилю на полгода уяснить, что за радиостанцию он приобрёл. По дороге делается посадка в Якутске. (Тут как раз видно, что Устинова сама летала в 2011 году, когда ремонтировали анадырскую посадочную полосу и действовали небольшие боинги компании Якутия, садившиеся для дозаправки в Якутске, до 2011 и после летают большие самолёты без посадки).

В аэропорту Анадыря героиня обращает внимание на развешанные прекрасные фотографии Аркадия Сухонина, которого все окружающие знают, как великого чукотского фотографа (хотя великий чукотский фотограф не Сухонин, а Костя Лемешев, в то время, как Сухонин будучи фотографом из пула Абрамовича, с отъездом последнего с Чукотки, давно вернулся в родной Нижний Новгород, но выпустил несколько альбомчиков, один из которых и попался Устиновой). Потом происходит небольшая неразбериха и далее в дороге (на машине через лиман) природно-антропологичекие ужасы. Страшные ветра, холодный и укачивающий лиман, даже пыль из Угольных Копей обрушивается на московскую нежную девушку.

Кое-как она добирается до Анадыря, где выясняется (похоже на мытарства Остапа Бендера), что мест в гостиницах нет и её поселяют в комнате квартиры, которая сдаётся для таких бедолаг. Дальше обнаруживается, что в такое время (видно, ноябрь) одежда и обувь москвички никак не подходит для жизни. Её посылают за торбасами к пошивщику, некому старичку Вуквукаю. Приходит к этому местному (который как классический чукча/ненец/эвен/юкагир/камчадал и т.п. всё время прибавляет в любой фразе "однако" и курит трубку). И Лиля обзаводится нормальной анадыррской обувью, хотя правый торбас что-то жмёт. Далее соседи по квартире находят для неё подходящую кухлянку. (Конечно, жизнь в Анадыре сравнима с тундровой, где пасут оленей, без торбасов и кухлянки пропадёшь!)

Потом она всё-таки решила вернуть торбаса, в которых хоть очень тепло, даже жарко, но правый жмёт. А когда входит в квартиру старичка, то видит, что он МЁРТВ! Вроде, только что застрелил себя из ружья! Приходят какие-то соседки-тётки, работницы детской библиотеки (попали в этот детектив благодаря тому, что Устинову в начале августа 2011 водили на встречу с "читателями", конечно, читателей её "произведений" не так много, кроме пригласивших её в Анадырь, а ходить на встречу с ней желающих и вовсе не найти, так что встречалась она с детьми, наверное, из летнего городского лагеря, в детской библиотеке).
Общими усилиями трактуют смерть Вуквукая как самоубийство.

В ужасе от анадырской жизни девушка хочет бросив всё лететь обратно в Москву! Но не тут-то было. В Анадыре начинается МЕТЕЛЬ! Обычно говорят "пурга", но тут было бы совпадение с названием радиостанции и получилось бы нехорошо. Из-за непогоды самолёты в Москву не летают (девушка в кассе объясняет, что не летают ДАЖЕ местные авиалинии, не говоря уже о Москве). Да и телефонная связь из-за этой дикой пурги пропала.

Наконец Лиля попадает на радиостанцию, где неожиданно начинает вести прямой эфир с местным радиоведущим Олегом Преображенским. Окунается в жизнь радиостанции, а после эфира и в местную, дома, общаясь с соседями. Которые ветераны, один аж в 1972 году сюда приехал. Лиле звонят из Москвы и дают указание встретиться с губернатором Чукотки. Чудесная встреча вскоре происходит. Лилю отвозит на своей машине другая девица с "Пурги" (в Анадыре пешком ходить трудно). Всё просто, Лиля заходит к нему в кабинет, а он недавно прилетевший на личном самолёте с Аляски (это все другие самолёты из-за непогоды не летают, а личные - пожалуйста!) на карачках монтирует крепления на своём сноуборде.
Жизнь в Анадыре идёт интересно, но снова обрушивается катаклизм - в Лилиной ломается стиральная машина, окачивая её кипятком.

Наконец всё улаживается, на следующий день Лиля снова с Преображенским на "Пурге". (Вообще надо сказать, что "Пурга" работает незамысловато - постоянно выполняя заявки на всякую мусорную попсу от слушателей. Наверное, есть сто от силы полтораста, песен, которые крутятся всё время, думаю, что заказывать что-то из других форматов бесполезно. У Устиновй "Пургу" слушают во всех стойбищах и геологических стоянках, хотя на деле слушают только там, где есть ретрансляторы, а это посёлки и три-четыре километра от них.)
И тут в прямом эфире происходит звонок слушателя, который туманно обвиняет в причастности Лили к смерти Вуквукая и объявляет на неё "ОХОТУ"!

В конце эфира выясняется, что ещё у Лили исчезла сумка в вещами и документами здесь, на радиостанции. Сумку находят дома (это Олег Преображенцев, взявший некое шефство, отвозит её домой на своей машине), но в ней уже нет паспорта. И дома все вещи перерыты. Обвиняя в этом соседей, Лиля отказывается от их ужина, а обычно всех приезжих (как и Устинову) кормят в Анадыре красной икрой и олениной в больших объёмах. Лиля идёт в ресторан, где встречается попутчик по самолёту, который ехал тоже в командировку, работать в местном банке, но с гостиницей ему повезло больше.

Потом Лиля в страхе покидает ресторан и исчезает. Весь Анадырь её  ищет, объявляет по "радио Пурге" о её пропаже. За дело берётся сам Олег Преображенский, ездит на своём автомобиле и расспрашивает всех вездеходчиков, людей в ресторане, гостинице, находит и "банкира", но у Преображенского эфир и приходится прерывать поиски.

А Лиля тем временем очнулась в каком-то шалаше-сарае, но в нем обнаруживается печка, спички, какие-то немудрёные запасы, в том числе даже водка. И даже садящийся радиоприёмник, по которому она слышит "Пургу" с Преображенским. (Хотя "Пургу" можно слышать не более чем в трёх-четырёх км от города). А в свою очередь к Преображенскому на "Пургу" приехал земляк на собачьей упряжке! Преображенский, оказывается на четверть чукча из Уэлена. Парень из Инчоуна, на собаках поехавший в Канчалан (!), решил заглянуть и в Анадырь. Рассказывая с постоянными вставлениями "однако", доложил, что нашёл Лилю по дороге в какой-то браконьерской землянке, но не стал вызволять оттуда, боясь, что окончательно напугает её, решил, что спасти её должен Преображенский (которого он заочно знает по радио), и которого он сейчас доставит на собаках к этому месту. (Это, конечно дико несуразно, бросать замерзающего человека в 17 км от города, но надо сооблюдать приличия, - входить к незнакомым девушкам местный не может.)

Лиля спасена и между ней и Преображенским возникает любовь. Счастливую Лилю Преображенский везёт к себе домой, а у него одного вместо пятиэтажки, в которых живут все в Анадыре, отдельный домик. Вернее таких домиков на весь Анадырь два, у Олега Преображенского и губернатора. И вообще, губернатор и Преображенский оказываются братьями. При домике есть своя банька, в которой Лиля отходит от замерзания, залезая в специальную бочку с ламинариями. (Домик такой действительно стоит у второй бухты, это был дом Абрамовича в "догубернаторскую" бытность, его показали Устиновой и вот домик раздвоился и вошёл в повесть).

В довершении всего к Лиле приезжает подруга из Москвы, которую выперли с работы, а кроме Лили у неё никого нет и она прилетает к ней. Оказывается начальник, он же любовник Лили, который послал её в командировку, на самом деле избавился от Лили, взяв на её место новую пассию. Так что Лиля свободна, из Анадыря уже не уезжает, а нашла своё счастье с Перображенским. Подруга тоже не промах - тут же подцепила главного пограничника-полковника, который отвечает за все силовые структуры - он и Лилю искал, и убийство расследовал, но от него сбежала жена с ребёнком (они летели на самолёте вместе с Лилей, но при встрече в аэропорту, узнав, что "папа" не перевёлся на материк, а остался на Чукотке с родным остром Ратманова, развернулись и тем же рейсом вернулись в Москву).

Хеппи-энд дополняется разъяснениями убийства. Оказывается, Лиле грозила на радио старая чукчанка (интересно, как она изменила голос и почему нельзя было вычислить телефон?) по ошибке, думая, что Лилия виновата. На самом деле виноват сам Вуквукай, который когда-то связался со старателями и будучи счастливым следопытом, находил для них  россыпи золота и алмазов. Старатели давно сгинули, а Вуквукай вовремя "соскочил" утаив пригоршню алмазов. Но внуки (или дети? сейчас проверять не буду) тех старателей нашли Вуквукая и начали трясти. Этот охотник (вместо того, чтоб убить вымогателей) испугался и спрятал впопыхах запасы алмазов в правый торпас, который продал Лиле.
Внуки (или дети) перерыли весь дом Вуквукая, он тем временем оклемался от снотворного и пришлось его убить, так как он сам хотел застрелить нападавших. Злоумышленники ничего не нашли и догадались, что Вуквукай передал драгоценности Лиле(!). Начали охоту за ней. Украли сумку, перерыли всю комнату,тоже ничего не нашли, пришлось увезти подпоенную девушку в охотничью заимку, где её раздели, (этот эпизод Устинова как-то не раскрыла) и бросили, так нечего не найдя и обескураженно вернувшись в Анадырь.

Злоумышленники эти - местный бездарный (не чета Сухонину) фотограф (он вездеход угjнял, да ещё у Вуквукая обронил крышку от объектива, фотографировал место убийства?) и командировочный "банкир", которого уже почти разоблачил Преображенский ещё до спасения Лили.

"Чушь какая-то!" - как сказал бы писатель Сережа Шокарев.

В общем, над признать талант и профессионализм Устиновой. Съездив два раза в Анадырь,набравшись легких впечатлений, да прочитав (дали в библиотеке?) несколько книг о  Чукотке (Устинова честно их в конце перечисляет, как-бы указывает использованную литературу) она написал детектив, который, наверное интересно прочитать людям к Чукотке не имеющим отношения и ни разу там не бывавшим (в отличие от Устиновой). В книге  действуют вполне типичные герои, по всем параметрам вполне подходящие под читателей Устиновой (равно  Донцовой, Марининой и т.д.).

Мне вот тоже пришлось потратить время, утолить любопытство.

библиотека, Шокарев, писатели, Анадырь, рецензии

Previous post Next post
Up