ЧАЭ 2013, 3 сентября, Лаврентия-Лорино (окончание)

Feb 04, 2014 17:43

По дороге обратно, тоже разговоров  было немного. В основном они велись впереди, между шофёром Валерой и Зеленским. Остальные пассажиры молчали, соблюдая некий паритет и иерархию. «Низам» (водителю Валере) позволительно болтать с  главой района, а они, сами начальники, люди солидные, могут всё обсудить у себя в администрации, без посторонних (нас с Начальником) и по-деловому.

Валера спросил Зеленского, кто, по его мнению, победит на выборах главы села Лаврентия? Зеленский дипломатично не отдал никому предпочтения. Тогда Валера сказал, что кто бы не победил, это всё же лучше нынешней главы, которая ничего не делает, пользуясь тем, что  Лаврентия - районный центр и тут обо всём заботится районная администрация (решает все вопросы благоустройства и т.п.).  Возможно, это была скрытая лесть.  Но Зеленский поддержал  утверждение Валеры, согласившись, что например, вода из кранов идёт плохая, а на верхние этажи горячая не доходит. За весь прошедший период, глава однажды объехала (с помощью Валеры) посёлок, чтоб учесть перегоревшие уличные фонари.

Приблизились к повороту на горячие ключи. Начальник на всякий случай, как бы безмятежно, поинтересовался, не заедем ли мы по дороге на ключи? Но Зеленский отверг такое предложение. Тогда Начальник попросил остановиться где-нибудь для фотографирования видов. На это Зеленский согласился, дав указание Валере остановиться на  высокой точке, откуда хороший обзор.

После подъёма машина остановилась и мы с Начальником, борясь с ветром, не дающим открыть двери машины, вылезли и фотографировали. Остальные молча сидели в машине. Вскоре была следующая остановка - для набора питьевой воды. На сопке есть источник, откуда берут воду все рачительные шофёры при поездке в Лорино и на ключи. Якобы, это самая лучшая вода в этой местности.
Валера вытащил бочку для «дальнего гаража», Зеленский, в свою очередь, взял канистры из дома. Остальные почему-то не предусмотрели этого «набора воды» и снова просто сидели в машине. (По рангу не полагается?) Мы, вчетвером, Валера, Зеленский, Начальник и я, пробрались по камням к этим каменным «бочажкам» и притащили не слишком удобную пластиковую бочку с водой обратно в машину.

Тётка, та что постарше, для приличия спросила у Начальника, как прошёл сезон в этом году. Начальник охотно стал рассказывать об успешности раскопок, о том, что он там давно копает и т.п. Но посетовал, что не удалось взять из местного музея гарпунный комплекс на реставрацию. На что худой мужик подал реплику с некоторым нагловатым превосходством: «А с чего вы решили, что вам должны дать этот экспонат?» (Видимо всякие приезжающие на лето «учёные», да ещё «москвичи» не пользуются у него авторитетом.) Начальник не обиделся, а стал разъяснять, что раньше, предыдущая деректорша музея, не давала этот гарпунный комплекс, считая, что Днепровский его не вернёт. Но ему он не нужен, он его давно «опубликовал», так что теперь у него только болит душа за, что, что комплекс с каждым годом всё больше разрушается, без специальных условий хранения и реставрации. Что вопрос согласован с департаментом, всё по актам и приказам. Вот только нынешняя директорша музея оказалась в отпуске. Но мужик, судя по его виду, всё равно остался при своём мнении, что Начальник, пользуется простодушностью и некомпетентностью местных музейных работников ради каких-то своих интересов.

Проезжали мимо свалки, на сопке было видна заброшенная «Орбита». Кажется, Зеленский и Валера удовлетворились тем, что мусор со свалки ветер почти не разносит по тундре. Подъезжали к Лаврентия, заработали мобильные телефоны. Зеленский позвонил сыну Гене, чтоб тот встретил его, дабы занести домой канистры с водой. Тётки вышли у администрации, а мужик в районе школы, пошёл домой, ещё шло время обеда, так что сразу на работу идти было не обязательно. (Потом  я узнал, что мужик этот - зам. Зеленского. Начальник беспокоится, что в следующем году вместо Зеленского будет кто-то другой. Он наделся, что может быть Фирстов, но вездеходчики, считают, что у Фирстова нет таких шансов. А если будет этот мужик, то Начальник, боюсь, лишится поддержки местной власти.)

В гараже Начальник выложил брелки и Шокарев с Ирой стали выбирать. У Ш.Ш. образовался свой запас брелков, хотя ему надо было в несколько раз больше (Ныпевги не оправдал ожиданий). Ш.Ш., правда, в «лаврентьевский» период как-то перешёл на лежачий образ жизни. В основном он пребывал на крыше вездехода, делая подходы к столу, когда на столе появлялись бутылки. Лоринские брелки не вызвали особых восхищений.

Шокарев хвастливо показал два пекуля, которые привезли ему сегодня. Всё-таки продавец клыков выполнил своё обещание. (Об этом вчерашнем клыково-пекульном эпизоде я рассказал в "подзамочном довеске" к записи 2 сентября.)   Правда, пекули сильно разочаровали Иру. У Марины, в прошлые годы, были эффектные, «на ножках», с изгибающимися лезвиями и ручками. А эти были простые - прямые и довольно грубые. Так что оба пекуля остались у Шокарева, Ш.Ш. они не нужны, такие «сувениры» не продадутся в Ново-Подрезкове. Да Ш.Ш. может такие и сам сделать или заказать по образцу в Узбекистане. (И Ира могла бы в этом случае получить пекули «на материке», но ей  нужны чукотские, настоящие, аутентичные.)

Вечером к нам гости пришёл сам Володя Эйнеучейвун. принёс гостинцев - копчёное мясо и рыбу. Причём мясо -  вакуумной упаковке (это теперь местный шик).  Шокарев попытался разыграть Иру, заявив, что это мясо медведя. (Конечно, это был кит.) Ира некоторое время боялась, но быстро уловила несерьёзность этих заявлений. Тут я тоже включал диктофон, так что рассказы и колорит ощутите сами. Эйнеучейвун возглавляет предприятие общину  морских зверобоев «Дауркин», в которую входят все в районе, (кажется, кроме лоринцев).

Эйнеучейвуну показали пекули, и он нашёл их плюсы и минусы. Сделаны они, действительно не слишком изящно, но оказалось, что это «мужские»(!) пекули.  Действительно, старик-продавец сказал, что «пекули есть у него». (По мнению Эйнеучейвуна, ни одна жена не позволила бы продать её пекули!) А мужику пекули нужны не для приготовления еды, а для раскола шкур. Такие пекули не скругляют ни в лезвии, ни в ручке. Так что пекули определены как истинно рабочие, безо всякой «сувенирности» и Шокарев ими теперь гордится. У Эйнеучейвуна тоже заказали пекулии, хотя он не берётся точно их сделать, ведь завтра мы можем улететь. Для солидности, Эйнеучейвун потребовал, чтоб я сделал эскиз пекуля, но я показал пекули в книге «Искусство Чукотки».  Володя, как мастер розыгрышей и лукавства, сказал, что конечно надо сделать ручку из клыка да ещё на ней сделать Древнеберингоморский орнамент.

Конечно, повторилась история Хохла. В разгар разговоров у Эйнеучейвуна зазвонил телефон, все сразу смолкли и услышали, как жена Эйнеучейвуна Аня «вычислила» нахождение мужа в «клубе Дальний Гараж» и даже установила степень его опьянения. (Вот как испортили жизнь на Чукотке мобильные телефоны за пять лет своего существования!)
Эйнеучейвун вскоре отправился домой, хотя Начальник беспокоился о его проезде на машине.

Лорино, изделия, Лаврентия, пекули, Ира, Эйнеучейвун, моржовый клык, Шокарев, К.А.Днепровский, Зеленский, брелок, ЧАЭ 2013

Previous post Next post
Up