В конце сентября я снова побывал в мастерской. Надо было предоставить свои вещи для антуража съёмок эпизода фильма. Это "на меня вышла" реквизиторша (ассистент режиссёра по реквизиту) кинокомпании "ДМ". Но об этом в следующей записи, а пока про мастерские:
Я приехал вечером, так как надо было ночевать, чтоб утром ехать на съёмки, взяв с собой антураж косторезной мастерской (бормашину, заготовки, сырьё, какие-то изделия).
Перед сном я решил прогуляться по коридору и заглянуть в обычно открытую мастерскую С. Я прошёл мимо вещей, которые зачем-то вытащила из своей мастерской художница П. Она всегда сетовала, что ей тесно в своей мастерской (которая больше моей раза в четыре) и даже мечтала найти что-то повместительней. Вот, видимо не выдержала и стала коридор занимать. Зачем-то повесила записку, что это её вещи (кто бы сомневался).
Идя к С. я преследовал цель: спросить, не знает ли она того, кто захотел бы снять мою мастерскую? А то стоит без толку, только носи в союз художников деньги за неё. (Кстати, никому не нужна моя мастерская за умеренную плату?)
Сразу спрашивать про мастерскую я не решился, а тут у С. зазвонил телефон и она стала вести долгий серьёзный разговор, так что я решился прогуляться по коридору дальше и ещё раз посмотреть на двери мастерской керамистки И. на которых не нашёл и следа проломов, которые когда-то видел собственными глазами.
Тут со мной столкнулся М., вылезший к раковине на кухне. Он оживлённо меня приветствовал и спросил, нельзя ли показать мою мастерскую свой маме, которая как раз была у него. М. не так давно отмечал день рождения (все в фейсбуке поздравляли) и визит мамы, как бы продолжал этот праздник.
Вскоре они пришли ко мне вместе с початой плоской бутылочкой коньяка. Выпили по стопке, разглядывая изразцы, да я ещё доставал кость, что собирался повезти завтра. Попрощались, я настоял, чтоб М. унёс бутылку обратно. Через две минуты я обнаружил, что М. забыл две стеклянные стопочки и пошёл их отдавать. М. чуть задержал меня, показывая свои новые рисунки и картины. Тут появилась художница П., которая заглянула на минутку, так как уже уезжает домой. Выпили ещё по стопке. М. стал показывать летние фото из Конакова, где он участвовал в каком-то ландшафтном детском художественном проекте. А П. тоже посетила недавно это место.
П. накануне положила свою маму в больницу и они обсуждали с мамой М. лечение в конкретной московской больнице. Параллельно М. слушал музыку, в частности Леонарда Коэна, выискивая ролики на Ютьюбе. Выпили ещё по рюмочке. П. стала рассказывать, как удобно теперь ездить по МЦК. Она живёт где-то в районе Ленинского Проспекта и долго едет домой. (Вот и сейчас, собирается с силами.) Накануне, она проехала по всему МЦК. Интересно, необычно. Правда, им не объявили, что поезд идёт только до Андроновки, а он к тому же оказался последним. (Любопытно, почему П. решила обозреть МЦК именно после полуночи? что там видно за окном? разноцветные огоньки? впрочем, есть удовольствие сидеть в пустом комфортном вагоне и лететь куда-то посреди темноты.) Человек пять пассажиров вышли посреди ночи куда-то к путям в абсолютно неизвестном районе. П., глядя на схему метро предположила, что где-то не так далеко "Площадь Ильича". Однако, последние пассажиры сплотились, у кого-то был вызов такси в телефоне и вскладчину (П. заплатила 150 рублей) они поехали, удачно получилось, что тем пассажирам надо было в тот же район, что и П. А одну девушку перед этим удалось посадить на ночной автобус. (На самом деле ближайшая "Авиамоторная" и надо или проехать на электричке от Фрезера до Новой, или пройти одну остановку вдоль "казанских" путей пешком.)
М. "поставил" теперь Тома Уэйтса. Мама М. стреляла сигареты у П. и они вместе курили. Выпили ещё по одной, мне, честно говоря, хотелось уже идти к себе, так как завтра рано вставать. Валентина (киношница) говорила, что смена у них с восьми часов, так что надо выезжать отсюда в семь или даже в шесть утра. Я думал, что как П. пойдёт, так и я покину гостеприимного М. и его маму.
П. стала рассказывать. как ей нравится во Франции. Да и её картины там больше в ходу, чем здесь. и попросила М. поставить Мари Лафоре, от которой она без ума. Так что мы посмотрели "Манчестер Ливерпуль" и "Антон, Иван, Борис и я". М. тут же сбрасывал эти видео себе "В контакте", а П. от избытка чувств принялась танцевать. М. проецировал изображение на всю боковую стену (тут я догадался для чего он её завесил белыми листами). И вскоре на этом изображении двигались в танце наши четыре тени - мама М. , сам М., П. и я. При этом М. делал пальцами классическую тень лающей собаки.
Выпили ещё по рюмочке и ели приготовленное прекрасное блюдо: мясо с перцами (насколько я помню). П. негодовала, что те вещи, которые она временно (а я подозреваю, что постоянно) выставила в коридор, кто двигает. "Надо же, большой подрамник и картину утащили далеко по коридору! Кому это нужно?". (Я, честно говоря, подозреваю, что обитатель мастерской напротив П. был неприятно поражён, что теперь его путь от своей двери до выхода из мастерских сопровождается большущим подрамником и задником картины П., и попросту переместил это всё подальше в коридор, чтоб ему на глаза не попадалось.)
Приближалась полночь. П. всё собиралась "послушать последнюю песню и ехать". По просьбе мамы М. уже пела Анна Герман. П. доверительно сказала мне, что ей очень нравится моя керамика, спросила, знаю ли я (тут она назвала какую-то даму из французского посольства). И вообще П. хотела бы устроить совместную выставку и даже вывезти меня и мои изразцы во Францию.
М. поставил Муслима Магомаева, какой-то неимоверный "экспортный" клип "Вдоль по Питерской...", где вытанцовывают парни и девушки 1969 года. Коньяк М. кончился и он достал такую же стеклянную фляжку, но с бумажной ленточкой, на которой от руки было написано "кизлярка". Тут П. запротестовала, сказала, что это просто химия, пошла к себе и принесла похожую на бывшую у М. початую бутылочку коньяка. (Видно у каждого настоящего художника такая есть.) М., правда, сказал, что "кизлярку" ему подарили на день рождения и он будет пить её, а остальные пусть пьют настоящий коньяк.
П. сказала, что я очень похож на Челинтано (!) или наоборот, Челинтано похож на меня, так как она не знает, кто из нас (я или Челинтано!) старше. Теперь М. поставил Челинтано, а на вопрос П. о сходстве дипломатично промолчал, не подтверждая и не отрицая мою схожесть.
Тут у меня как-то выпало из памяти завершение просмотра клипов, возможно П. всё-таки собралась уезжать. Во всяком случае, в следующем эпизоде я застал её у С., где С. готова была взывать по интернету такси для П. (Понятно, что на метро П. уже опоздала.)
Тут я ввернул свой С. вопрос о сдаче мастерской. Она сказала, что как раз один иконописец ищет мастерскую и обращался к ней. Иконописец как-то мне сразу не приглянулся. Запах от его красок стоять будет, наверное. В моих мыслях-мечтах съёмщицей должна быть девушка, которая весь день будет пропадать на работе/учёбе, а в мастерской только ночевать.
П. как-то нерешительно раздумывала, хватит ли ей денег на такси. Я сказал, что вызывать такси особого смысла нет, проще ночевать здесь, а если надо уехать, то рано утром, когда транспорт уже будет ходить. П. после недолгих колебаний согласилась. Но ей нужно достать с антресолей раскладушку. Я с готовностью пошёл, но П. заявила: чтоб снять нужно два (!) человека. (Ну зачем ей два человека! Да и раскладушка не нужна, у меня прекрасная двуспальная кровать, и вообще, я похож на Челинтано. Но сказать это я не решился, памятуя, что мне вставать, наверное, часов в шесть.)
Вызвали М., он забрался на новые антресоли в мастерской П. пробрался мимо завалов и подал мне сверху раскладушку П. (Вот почему она выставила вещи в коридор: ей делали антресоли. Теперь нужны люди, которые поднимут выставленные в коридор вещи на эти антресоли, правда, сами антресоли уже основательно заполнены, на мой взгляд.) Мы попрощались с П. М. предложил всем, при желании, продолжать отмечать прошедший день рождения в его мастерской, во всяком случае они с мамой это будут.
У себя в оставленном телефоне я обнаружил смс о том, что киношники приедут ко мне завтра в девять утра. Так что напрасно думал, что рано вставать.
Утром никого из вчерашних приятелей не видел. Слышал странную (для этих мастерских, во всяком случае) трансляцию утреннего богослужения, кажется, из мастерской напротив П. Ровно в девять позвонили, приехала машина кинокомпании "ДМ". (Об этом в следующей записи.)