Не откладывая в долгий ящик, публикую вторую часть нового французского обзора (она же шестая в целом по Франции). Если кто пропустил -
вот она первая часть (или Франция-V), и там же разъясняется новая концепция проекта и обрисовываются его ближайшие перспективы. В предыдущей публикации я представила художников, родившихся ещё в XVIII веке, хотя пик их творчества пришёлся уже на следующий, XIX век. В нынешнем посте я познакомлю читателей с работами художников, родившихся от 1800 до 1817 года. В
публикации «Франция-V» был представлен материал по многим художникам, но было три из них, входящих в когорту «самых знаменитых», чьи имена уже веками на слуху: это Энгр, Коро, Делакруа. Соответственно, по каждому из них было размещено много картин: два десятка, плюс-минус. В сегодняшней публикации таких вот прямо «хедлайнеров» не будет, все имена достойны упоминания, но не относятся к самым-самым. Соответственно, и больших подборок по отдельным художникам не будет. Зато художников будет представлено целых двадцать! Что интересно, и в прошлом, и в текущем посте - ровно по 100 картин. Но - как пела Земфира, «я не нарочно, просто совпало»...
153. Франция-VI
Первые два художника, представляемые в этом обзоре, родились оба в 1800 году, поэтому, следуя правилу «от старших к младших», с них хочешь-не хочешь - а придётся начать. Но у ознакомившихся с презентацией их творений читателей может, паче чаяния, возникнуть превратное впечатление об общем векторе во французском изобразительном искусстве первой половины XIX века. То есть, глядя на этих художников, можно подумать, что после наполеоновских войн Франция как-то уж совсем деморализовалась, и вместо классицизма и романтизма с мифологическими и религиозными сюжетами и робкими попытками показа обнаженной натуры в бытовых сценках - «купальщицы» там, «дамы в будуаре», «одалиски» - вдруг пошёл полный разврат, границы стёрлись, и художники совсем утратили берега. Но я тут второй раз вынуждена процитировать певицу Земфиру: «я не нарочно, просто совпало». Именно два художника, родившиеся прямо вот конкретно в 1800 году, позволили себе такие вот вольности. Хотя конечно, это было безусловным маркером общего смягчения нравов.
И, анонсируя уже остальных художников, должна заметить, что всё же тематика картин в жанре «ню» начала постепенно смещаться от мифологической к бытовой, ну и, «вольности» тоже стало заметно больше.
Ладно, хватит разглагольствовать, давайте уже смотреть.
Николя Франсуа Октав Тассёр (Nicolas Francois Octave Tassaert, 1800 - 1874)
Нимфа и сатир в лесу
Лежащая нимфа
Да нет, пока ничего такого. Хотя нимфы какие-то уж совсем не классического вида и не академического облика. Я бы сказала - бл&дского какого-то они вида и облика, но я всё ж не буду столь откровенно выражаться - вдруг дети прочитают...
Похищение Европы
Про похищение Зевсом Европы -
здесь.
Сусанна и старцы
Про Сусанну и старцев -
здесь.
Страстное сновидение
Проклятая женщина
Осторожный любовник
Всё уже было, всё было - даже в те далёкие времена...
Ревнивый кот
С котом - просто великолепно! Ну видите - вот оно уже и откровенное хулиганство. Но это цветочки, ягодки дальше.
Ашиль Жак-Жан-Мари Девериа (Achille Jacques-Jean-Marie Deveria, 1800 - 1857)
Сначала - две академические картины. Ну... почти академические.
Спящая обнажённая
Лежащая обнажённая с кувшином
Какой, блин, кувшин? Рюсс samovar же, натурально! Наверняка cossaki в 14-м году завезли!
А дальше - 12 рисунков Ашиля Девериа, где показано как, по его мнению, делают «это» представители разных народов. Начнём, конечно же, с французов, хотя, вопреки легенде, всё у них выглядит несколько банально и постно...
Французы
Швейцарцы
И то повеселее.
Венецианцы
Неаполитанцы
Эти уж совсем почему-то целомудренны - не то, что венецианские соседи.
Испанцы
Греки
У греков, равно как и у испанцев - южная страсть...
Поляки
Просто, но убедительно - славяне всё-таки...
Шотландцы
Ну да, мужичок в килте... как там - «травести», что ли?..
Персы
Мусульмане
Неожиданно...
Индийцы
Да, сначала же надо порассуждать про Кундалини и эту, как её - Шакти...
Китайцы
Бесхитростно на первый взгляд, но наверняка - по-восточному мудро и изящно...
Ну вот, до кучи - ещё три рисунка Девериа из «Нового эротического альбома». В пояснениях, полагаю, не нуждаются.
Новый эротический альбом - рис.1
Новый эротический альбом - рис.2
Новый эротический альбом - рис.3
Итак, шутки, «хиханьки-хаханьки» и плутовские сюжеты на этом закончились, и мы снова возвращаемся в царство лютого академизма с Венерами и Амурами, Аврорами и Психеями, слегка разбавленными одалисками... нет? не хотите? Успокою озаботившихся, а то и удручённых читателей: нет, академизм со временем всё более и более утрачивал свою свирепость, сюжеты становились всё разнообразнее и отображались всё свободнее, а местами и фривольнее - именно начало этого периода в искусстве Франции в тематике обнажённой натуры мы и проходим сейчас. Дальше, само собой, будет ещё разнообразнее, но сейчас мы продолжим наше неторопливое ознакомление с художниками, родившимися в начале XIX века и их творениями.
Камиль Жозеф Этьен Рокплан (Camille Roqueplan, 1802 - 1855)
Влюблённый лев
Мария-Магдалина в пустыне
Девушка с цветами
Жюль-Клод Зигле (Jules-Claude Ziegler, 1804 - 1856)
Любовная беседа в античные времена
Роса, рассыпающая жемчуг на цветы
Поль Журди (Paul Jourdy, 1805 - 1856)
Сон
Обнаженная
Обнаженная на консоли
Гомер поет свои стихи
Прометей и океаниды
Нарсис Виргилио Диас де ла Пенья (Narcisso Virgilio Diaz de la Pena, 1807 - 1876)
Диана
Нимфы и амуры
Молодая полуобнаженная женщина в окружении двух амуров
Девушка и купидоны
Обучение Купидона
Волшебница
После купания
Пикник в лесу
Огюст Бартелеми Глэз (Auguste-Barthelemy Glaize, 1807 - 1893)
Купальщица
Купальщицы
Речной бог, спасающий наяду
Кровь Венеры
Бочка данаид
Данаидами в греческой мифологии назывались пятьдесят дочерей царя Ливии Даная. По велению отца 49 из них убили в брачную ночь своих мужей. В наказание Данаиды должны были в Аиде вечно наполнять водой бездонную бочку. В переносном смысле «бочка Данаид» - это бесполезный и бесконечный труд.
Эжен Ле Ру (Eugene Le Roux, 1807 - 1863)
Нубийки из племени кануси
Леон Ризенер (Leon Riesener, 1808 - 1878)
Вакханка
Эжен-Эммануэль Амори-Дюваль (Eugene Emmanuel Amaury Duval, 1808 - 1885)
Античная купальщица
Рождение Венеры
Купальщица
Купальщица у лесного озера
Одалиска
Этюд юной девушки
Виктор Луи Моттез (Victor-Louis Mottez, 1809 - 1897)
Одиссей и сирены
Зевксис (античный художник) выбирает модель
Девушка, укладывающая волосы
Воскрешение мертвых
Виктор Флоранс Полле (Victor Florence Pollet, 1811 - 1882)
Нимфа, отгоняющая Амура факелом
Венера и змея
Венера и зеркало
Эндимион и Селена
Эндимион - юный царь Элиды, области, где находилась Олимпия. Считался олицетворением красоты. В него влюбиламь Селена - богиня Луны, и в результате у них родилось 50 дочерей - по количеству лунных месяцев между Олимпийскими играми.
Огюст Шарпантье (Auguste Charpentier, 1813 - 1880)
Девушка с яблоком
Жан-Франсуа Милле (Jean-Francois Millet, 1814 - 1875)
Гусиная пастушка
Отдыхающая девушка в пейзаже
Покой
Купальщица
Нимфа в камышах
Нимфы, отдыхающие в лесу
Агарь и Измаил
Библейские персонажи, считающиеся родоначальниками арабского племени.
Спящая обнаженная
Сидящая обнаженная
Этюд обнаженного
Отдыхающая Диана
Леопольд Лусто (Jacques Joseph Leopold Loustau, 1815 - 1894)
Секреты на берегу моря
Анри Шарль Антуан Барон (Henri Charles Antoine Baron, 1816 - 1885)
Две лесные нимфы
Нимфа и сатир
Одалиска-гречанка
Экзотическая красавица с ибисом
Шарль Эдуар Бутибон (Charles Edouard Boutibonne, 1816 - 1897)
Круг. Аллегория любви
Леда и лебедь
Венера с розами
Одалиска
Раздевание
Перед купанием
Раздевающаяся красавица
Резвящиеся русалки
Антуан Огюст Эрнст Эбер (Antoine Auguste Ernest Hebert, 1817 - 1908)
Девушка в камышах
Молодая охотница
Раб, спящий под портиком храма
Две одалиски осматривают Босфор
Александр Антинья (Alexandre Antigna, 1817 - 1878)
Сценка в студии
После купания
Зеркало леса
Жан Раймон Ипполит Лазерже (Jean Raymond Hippolyte Lazerges, 1817 - 1887)
Нимфа и бабочки
Играющая на тамбурине
Разговор у источника
Женщина с птицами
Вы посмотрели ровно 100 картин художников, рождённых в период с 1800 по 1817, стало быть, наша сегодняшняя тема исчерпана. В следующей публикации будут представлены художники, родившиеся позже - с 1818 по 1824 год - это будет седьмой пост по Франции и третий в новой парадигме, а также первый в новом 2021 году, потому что в году уходящем я уже точно ничего опубликовать не успею. Так что поздравляю моих дорогих читателей с наступающим Новым годом, и, хотя лично мне нет резона жаловаться на завершающийся двадцатый год - всё же пусть наступающий год будет существенно лучше уходящего! Надеюсь, так и случится! Будьте здоровы, счастливого нового года, и берегите себя! Скоро увидимся!
К оглавлению Локальное оглавление по художникам Франции